Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМА) — это материал для создания долговечного и прочного дорожного полотна. Используется при укладке магистралей, рассчитанных на большую нагрузку. Ее используют, когда прочности обычного асфальта будет недостаточно. Сейчас материал набирает популярность, ведь интенсивность движения на центральных улицах и загородных шоссе возрастает с каждым годом.
Особенности
Главная особенность асфальта ЩМА заключается в высоком содержании крупных армирующих элементов. В роли них выступает щебень прочных пород. Обычно используется гранит. Он выдерживает сотни циклов замораживания и оттаивания, огромную сжимающую нагрузку и воздействие агрессивных химических веществ, например, реагентов, которыми каждую зиму посыпают дороги.
В состав асфальта ЩМА помимо камней входят следующие ингредиенты:
- Щебень мелких фракций. 70–80%. Используются фракции 5–10, 10–20 мм. Предпочтительно выбирать материал с низкой лещадностью. В ее состав входят камни кубической формы и практически не встречаются плоские элементы.
- Песок. Для приготовления асфальта ЩМА используется отсев горных пород.
- Минеральный порошок. Состоит преимущественно из доломита и известняка с небольшим добавлением других карбонатных пород.
- Битум. Выступает в роли связующего вещества. При нагревании до 140–160°С становится практически жидким. В таком состоянии его доставляют на строительную площадку. Асфальт ЩМА легко укладывается и утрамбовывается, но во время выполнения этих работ нельзя допускать его остывания. Минимальная температура 120°С.
- Стабилизирующая добавка. Удерживает битум на поверхности камней и песчинок. Это препятствует расслаиванию материала во время хранения и транспортировки. В смесь добавляются волокна целлюлозы или прессованные гранулы из этого материала.
При приготовлении ЩМА используется такая же технология, как и при производстве обычного асфальта. Сначала все сыпучие ингредиенты высушиваются при температуре 200°С, после этого их остужают до 160°С и медленно добавляют в них битум и стабилизирующую добавку. Смесь тщательно перемешивается, чтобы вяжущее вещество проникло во все ее части.
Особенности хранения и транспортировки
Асфальт ЩМА можно транспортировать и хранить при 150–180°С. При остывании он густеет, его сложно загружать в автомобили для транспортировки на строительные площадки. Поэтому на предприятиях рабочие внимательно следят за соблюдением температурного режима.
Во время укладки смесь должна быть горячей. В таком состоянии она легко выгружается из автомобиля. Поэтому для транспортировки асфальта ЩМА используются специальные грузовики с кузовом, оснащенным системой подогрева. На сайте https://nds-nn.ru/ можно узнать больше об особенностях производства и транспортировки материалов для дорожного строительства.
Благодарим за прочтение и посещение сайта!