Фекально оральный механизм передачи


Пути передачи инфекции (артифициальный, трансмиссивный, парентеральный, воздушно-капельный, контактный, фекально-оральный)

Существуют 5 основных путей передачи инфекции, которые будут перечислены ниже.

Артифициальный путь передачи инфекции это…

Артифициальный путь передачи инфекции — это искусственное заражение, при котором распространение инфекционного агента происходят в результате ятрогенной деятельности человека. В качестве примера можно привести заражение ВИЧ-инфекцией или гепатитом при проведении операций или гемоплазмотрансфузии.

Трансмиссивный путь передачи инфекции это…

Трансмиссивный путь передачи инфекции — это заражение через насекомых:

  • мух (болезнь Боткина, брюшной тиф, дизентерия, сибирская язва),
  • вшей (сыпной тиф),
  • клопов (возвратный тиф),
  • блох (чума),
  • комаров — анофелес (тропическая малярия).

Необходимо уничтожать этих насекомых, не допускать их в жилые помещения и предупреждать соприкосновение мух с водой и пищей.

Парентеральный путь передачи инфекции это…

Парентеральный путь передачи инфекции — это разновидность артифициального механизма заражения, при котором возбудитель попадает непосредственно в кровь.

Воздушно-капельный путь передачи инфекции это…

Воздушно-капельный путь передачи инфекции — это заражение через воздух, в который попадают на расстояние 1-1,5 м при разговоре, кашле и чихании больных мельчайшие брызги и капли слюны и носовой слизи, содержащие возбудителей болезней — капельная инфекция (грипп, ангина, дифтерия, коклюш, корь, скарлатина, туберкулез). При высыхании этих брызг и капель возбудители болезни долго сохраняются в пыли (туберкулез) — пылевая инфекция. Заражение происходит при вдыхании возбудителей болезней.

Контактный путь передачи инфекции это…

Контактный путь передачи инфекции — это, как можно понять из названия, распространение инфекционного агента при непосредственном контакте. Он может осуществляться несколькими механизмами:

  • Соприкосновением с больным человеком (оспа натуральная, оспа ветряная, корь, скарлатина, свинка, болезнь Боткина и др.). Поэтому запрещается входить в квартиру, где имеются больные.
  • Заражением от бациллоносителей. В организме выздоровевшего человека долго продолжают жить возбудители некоторых инфекционных болезней (брюшной тиф, дифтерия, скарлатина). Бациллоносителями могут быть и люди, не болевшие данной инфекционной болезнью, но несущие в себе ее возбудителя, например, во время эпидемии дифтерии до 7% здоровых школьников имеют в зеве или носу дифтерийных бацилл. Бациллоносители являются распространителями возбудителей.

Фекально-оральный путь передачи инфекции это…

Фекально-оральный путь передачи инфекции — это такой механизм заражения, при котором возбудитель попадает в ЖКТ. Инфекционисты выделяют три основных механизма передачи инфекции:

  1. Через выделения больных: испражнения (брюшной тиф, дизентерия), мочу (гонорея, скарлатина, брюшной тиф), слюну, носовую слизь. Заражение происходит и при попадании возбудителей болезней в рот, поэтому нужно обязательно воспитать у детей привычку тщательно мыть руки перед едой.
  2. Соприкосновением с предметами, к которым касался заразный больной (белье, вода, пищевые продукты, посуда, игрушки, книги, мебель, стены комнаты). Поэтому производится дезинфекция и рекомендуется пользоваться только своими посудой и вещами.
  3. Через некипяченую воду и молоко, немытые фрукты и овощи в организм проникают возбудители желудочно-кишечных болезней (паратифов, брюшного тифа, дизентерии, болезни Боткина) и туберкулеза. Вода и молоко должны быть обязательно кипячеными, а фрукты и овощи облиты кипятком или со снятой кожурой.

Механизмы передачи инфекции

Для каждого инфекционного заболевания характерен свой путь передачи возбудителя. Он сформировался в процессе длительной эволюции и его можно трактовать как способ, при помощи которого возбудитель перемещается из зараженного в восприимчивый организм. Это основной механизм сохранения возбудителя как вида.

Различают 3 фазы перемещения возбудителя из одного организма в другой:

  1. выделение возбудителя из источника инфекции во внешнюю среду,
  2. пребывание возбудителя во внешней среде,
  3. внедрение возбудителя в новый организм.

Механизм передачи инфекции всегда осуществляется по этому принципу, но в своих деталях он разнообразен, что определяется специфичностью первичной локализации возбудителя. Так, например, если возбудитель находится в крови, то естественным механизмом его передачи являются кровососущие насекомые (риккетсиозы, туляремия).

В соответствии с первичной локализацией возбудителя в его организме различают 4 типа механизма передачи:

  1. воздушно-капельный
  2. фекально-оральный
  3. трансмиссивный
  4. контактно-бытовой

Воздушно-капельный и пылевой путь

Это наиболее распространенный и быстрый способ передачи инфекционных заболеваний. Таким путем передаются многие вирусные и бактериальные инфекции. При разговоре, крике, плаче, чихании и кашле с капельками слизи выделяется огромное кол-во возбудителя. При этом возбудитель способен рассеиваться на расстояния более 2-3 метров вокруг больного, находиться очень долго во взвешенном состоянии и благодаря броуновскому движению и наличию электрического заряда, перемещаться на огромные расстояния. Заражение человека происходит при вдыхании воздуха с капельками слизи, содержащими возбудителя болезни. Конечно же, наибольшая концентрация возбудителя заболевания будет в непосредственной близости от источника инфекции. Но если возбудитель обладает выраженной патогенностью, а организм высокой восприимчивостью, то часто достаточно даже небольшой концентрации возбудителя в воздухе, чтобы подхватить инфекцию.

Например, медицине известны случаи передачи вирусов кори, ветряной оспы, гриппа на очень большие расстояния, через лестничные клетки, вентиляционные ходы и коридоры.

Многие организмы очень быстро погибают в окружающей среде (вирусы кори, ветрянки и гриппа), другие характеризуются устойчивостью и могут сохранять патогенные свойства в составе пыли несколько суток. Пылевой механизм передачи возбудителя возможен при дифтерии, скарлатине, сальмонеллезе, туберкулезе и др.

При этом способе факторами передачи возбудителя являются пищевые продукты, вода, загрязненные руки, мухи, предметы обихода.

Этот путь передачи является характерным для передачи вирусных и бактериальных кишечных инфекций, например, для стафилококкового энтероколита, шигеллеза, сальмонеллеза, инфекций, вызываемых грамотрицательными условнопатогенными микробами (клебсиеллы, протей, синегнойная палочка, цитробактер), несколько реже для полиомиелита, туляремии, бруцеллеза, ящура.

Передача возбудителя с пищевыми продуктами возможна при скарлатине, дифтерии, гепатите А, иерсиниозе, ротавирусном гастроэнтерите и др. Человек может заразиться при употреблении мяса и молока больных животных, которые не подвергались достаточной термической обработке.

Заражение детей чаще всего происходит через молоко и молочные продукты (сметана, сливки, мороженое, крем). Молочные вспышки характеризуются быстрым нарастанием заболеваемости, массовостью и поражением детских коллективов.

Вода как фактор передачи играет большую роль при заражении брюшным тифом, шигеллезом, туляремией, лептоспирозом, гепатитом А, холерой. Возбудители этих заболеваний попадают в воду с выделениями людей и животных, при спуске сточных вод, смывании нечистот с поверхности земли. Наибольшую опасность представляют закрытые водоемы (мелкие озера, пруды, колодцы).

Этот путь передачи осуществляется при непосредственном общении или через зараженные предметы окружающей среды. Посредством прямого контакта можно заразиться дифтерией, скарлатиной, туберкулезом, сифилисом, герпетической инфекцией, чесоткой, гельминтами, рожей. Передача возбудителя через предметы домашнего обихода (белье, посуда, игрушки), осуществляется при шигеллезе, гельминтозе, тифе, скарлатине, туберкулезе, дифтерии. Заражение детей часто происходит через руки. При этом больной, загрязняя фекалиями свои руки, может инфицировать предметы окружающей среды, например, посуду, игрушки, ручки, стены помещения. Здоровый ребенок, контактируя с этими предметами, инфицирует руки и заносит инфекцию в рот. Часто возбудители инфекций попадают в почву и там образуют споры. В таком виде они сохраняются жизнеспособность в течение многих лет. Если споры попадают на раневую поверхность кожи или в рот, возникает заболевание (столбняк, газовая гангрена, ботулизм).

Трансмиссивный путь передачи

Этот путь осуществляется живыми переносчиками, являющимися часто биологическими хозяевами возбудителей и реже механическими переносчиками.

Живых переносчиков делят на 2 группы:

1. Специфические - кровососущие членистоногие (блохи, вши, комары, москиты, клещи). Они обеспечивают передачу строго определенной инфекции, например, блохи – чуму, вши – сыпной тиф, комары – малярию, клещи – арбовирусные энцефалиты. В их организме возбудители размножаются или проходят цикл развития.

Передача инфекции происходит при укусе или втирании содержимого раздавленного переносчика в кожу.

2 . Неспецифические – передают возбудителя в том виде, в котором его получили.

Например, мухи на лапках и теле переносят возбудителей острых кишечных инфекций, вирус гепатита А, палочку брюшного тифа, паратифов.

Это путь передачи возбудителя болезни через плаценту от матери к плоду. Особенно важна трансплацентарная передача для вирусных инфекций. Так доказана возможность внутриутробной передачи вирусов краснухи, цитомегалии, кори, ветрянки, свинки, вируса гепатита В, энтеровирусов.

Среди бактериальных инфекций такой путь передачи возможен при лептоспирозе, стафилококковой, стрептококковой инфекциях.

Исход внутриутробного заражения плода зависит от сроков инфицирования беременной женщины. При заражении в первые три месяца беременности может наступить смерть эмбриона (выкидыш) или родиться ребенок с пороками развития. После 3 месяцев беременности возможна также внутриутробная гибель плода или родится ребенок с признаками врожденной инфекции.

Использована информация из книги: Инфекционные болезни детей. В.Ф. Учаикин, 2002., Москва.

Механизм передачи возбудителя инфекции - это... Что такое Механизм передачи возбудителя инфекции?

Механизм передачи возбудителя инфекции — способ перемещения возбудителя инфекционной или паразитарной болезни из зараженного организма в восприимчивый. Включает последовательную смену трех стадий:

  • выведение возбудителя из организма источника в окружающую среду;
  • пребывание возбудителя в абиотических или биотических объектах окружающей среды;
  • внедрение (введение) возбудителя в восприимчивый организм.[1]

Виды передачи возбудителя

Существует шесть основных видов механизмов передачи возбудителя инфекции:

  • воздушно-капельный (аэрозольный)
  • контактный
  • трансмиссивный
  • фекально-оральный (алиментарный)
  • вертикальный (в том числе, трансплацентарный)
  • гемоконтактный

Воздушно-капельный

Воздушно-капельный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей, откуда поступают в воздушную среду (при кашле, чихании и т. п.), пребывают в ней в форме аэрозоля и внедряются в организм человека при вдыхании зараженного воздуха.[1]

Контактный

Контактный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются на коже и ее придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, половых органов, на поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (иногда при непосредственном контакте с источником инфекции) внедряются в его организм.[2]

Трансмиссивный

Трансмиссивный механизм передачи инфекции (также называемый «гемоконтактным») — механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции находится в кровеносной системе и лимфе, передается при укусах специфических и неспецифических переносчиков: укусе кровососущего членистоногого (насекомого или клеща).[2]

Фекально-оральный

Фекально-оральный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором локализация возбудителя инфекции преимущественно в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с испражнениями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды или пищи, после чего он вновь локализуется в пищеварительном тракте нового организма.[2]

Трансплацентарный

Трансплацентарный путь передачи инфекции — при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности.[2]

Гемоконтактный

Гемоконтактный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции обусловленный медицинскими манипуляциями, инъекциями наркотиков, половым сношением.[2]

Примечания

Механизмы передачи инфекции: половой, бытовой, воздушно-капельный и другие…

calendar_today 20 октября 2018

visibility 638 просмотров

Для развития инфекционного заболевания основную роль играют следующие факторы: наличие инфицирующей дозы и входные ворота. Инфицирующей дозой называют минимальное количество патогенных микроорганизмов, которое способно вызвать развитие болезни, а входными воротами — ткани, через которые возбудитель попадает в человеческий организм. С местом проникновения в организм возбудителя заболевания тесно связано и понятие пути передачи инфекции.

Есть возбудители заболеваний, которые могут попасть только через определенные ворота (например, корь или краснуха), другие могут попасть через различные ворота, при этом клинические проявления болезни будут зависеть от места их проникновения (стафилококки, различные формы сибирской язвы).

В передаче заболевания играют роль следующие факторы:

  • источник заражения,
  • механизм и пути передачи возбудителя,
  • восприимчивость организма к развитию инфекционного процесса.

При некоторых болезнях второй фактор исключается, и происходит заражение непосредственно от носителя при сексе или через поцелуй.

Какие могут быть источники заражения

Источником инфекции называется естественный хозяин патогенных микроорганизмов, вызывающих заболевание, от которого болезнь передается здоровым людям. Специалисты выделяют два вида источников заболевания.

  1. Антропонозные – источником является больной человек или носитель заболевания, у которого отсутствуют его клинические проявления.
  2. Зоонозные – в этом случае источники инфекции домашние животные, иногда птицы.

    Заражение возможно при контакте с домашними животными

Что такое механизм передачи инфекции

Механизмы передачи инфекции – это эволюционно сложившаяся совокупность способов, которые обеспечивают переход живого патогенного микроорганизма от больного или зараженного носителя к здоровому человеку.

Механизм заражения может быть эндогенным (внутренним) и экзогенным (внешним) в зависимости от того где локализуется возбудитель и каковы факторы его передачи.

Процесс передачи агента при экзогенном механизме проходит три стадии:

  • выделение возбудителя заболевания из организма хозяина;
  • нахождение болезнетворного микроорганизма во внешней среде на протяжении некоторого времени, различного для каждого заболевания;
  • проникновение в здоровый организм.

У каждого заболевания свой механизм инфицирования, который зависит от локализации возбудителей в организме, входных ворот инфекции и факторов ее передачи.

Эндогенный механизм заражения заключается во внедрении потогена в поврежденные ткани из очагов, которые находятся в самом организме. Есть еще понятие аутоинфицирования (самозаражения), когда возбудители переносятся самим человеком, например, из ротовой полости на поверхность раны.

Способ самозаражения

С момента выделения из больного организма возбудитель заболевания некоторое время находится в окружающей среде, все объекты, помогающие ему переместиться в здоровый организм, называются путями передачи или факторами распространения инфекции.

Способы распространения инфекции при эндогенном механизме

При эндогенном механизме передачи существует два вида очагов инфекции, из которых она распространяется в другие органы и системы – явный (абсцесс, флегмона, хронический тонзиллит или гайморит) и скрытый (хроническое инфекционное заболевание почек, суставов).

В зависимости от того, как распространяется инфекция, можно выделить три пути ее передачи:

  • распространение с кровотоком – гематогенный путь,
  • лимфогенный – возбудители распространяются с током лимфы,
  • контактный – проникновение бактерий в организм из окружающих тканей контактно, то есть при непосредственном контакте.

Для исключения эндогенного распространения инфекционного процесса необходимо своевременно обследоваться у врача и пролечивать все хронические заболевания.

Экзогенные способы инфицирования

При проникновении микроорганизмов в организм извне можно выделить следующие способы передачи возбудителей:

  • вертикальный – от мамы к ребенку,
  • горизонтальный – от здорового человека больному,
  • артифициальный – искусственный.

При вертикальном способе распространения, заболевания передаются от матери плоду во время беременности (трансплацентарно или внутриутробно). Возможно также распространение инфекции в период родов или лактации (через грудное молоко при вскармливании).

Наиболее часто ВИЧ, сифилис или врожденные гепатиты передаются новорожденным от их мам вертикальным способом. При таких заболеваниях как сифилис или СПИД молодым мамам запрещено давать грудное молоко ребенку с первых дней.

В горизонтальном способе распространения заболевания существуют естественные пути передачи и артифициальный или искусственный.

Естественные пути распространения заболевания

Существуют несколько основных способов распространения инфекции, которые могут сочетаться (фекально-оральный с контактным, например)

Аэрогенно-аэрозольный путь передачи – возбудитель выделяется в воздух и может попасть в организм здорового человека следующими способами:

  • аэрозольный или воздушно-капельный, при котором в воздух попадают мельчайшие капли слюны, содержащей болезнетворные агенты, такой способ распространения характерен для кори, ветрянки, гриппа;
  • воздушно-пылевой – микроорганизмы и вирусы, содержащиеся в слюне, при кашле попадают в воздух и оседают на частицах пыли, которые потом попадают в организм человека, так происходит заражение дифтерией, скарлатиной.

При всех заболеваниях, распространяющихся этим путем, поцелуй тоже может стать причиной заражения.

Фекально-оральный способ передачи возбудителя – патогенные микроорганизмы выделяются в окружающую в среду (воду или почву) и передаются человеку посредством грязных рук, с загрязненной пищей или питьем.

Можно выделить:

  • алиментарный способ распространения — фекально-оральный путь, при котором болезнетворные микроорганизмы попадают в продукты (на кожуру овощей, фруктов или ягод, в молоко, яйца или мясо) такой способ характерен для дизентерии, сальмонеллеза, кишечных инфекций (грудное молоко не может быть фактором инфицирования при фекально-оральном распространении);
  • водный путь передачи инфекции – разновидность фекально-орального при котором возбудитель попадает в воду, встречается при холере, вирусном гепатите типа А, брюшных тифах и паратифа.

Для того чтобы не происходило заражение фекально-оральным способом необходимо тщательно мыть руки, не употреблять грязные овощи и фрукты, не пить воду из открытых источников.

Контактно-бытовой – в окружающую среду выделяются микроорганизмы, впоследствии распространяющийся через любой бытовой предмет (полотенца, посуду), контактно-бытовым способом передаются возбудители шигеллеза, дизентерии, кишечные инфекции. Поцелуй тоже может быть причиной распространения таких заболеваний.

Среди инфекций, распространяющихся контактно-бытовым способом, раньше выделялись еще две группы:

  • те, при которых заражение происходит посредством прямого контакта с больным человеком через поцелуй, секс (в том числе и оральный контакт), слюну;
  • те, которые передаются контактно – через руки или разные предметы (в том числе и медицинские инструменты).

Для того чтобы в доме где обнаружен случай острой кишечной инфекции, исключить заражения малыша через грудное молоко (а точнее во время кормления) необходимо перед каждым кормлением обрабатывать руки антисептиком и мыть грудь с мылом.

Трансмиссивный путь передачи – заражение происходит при контакте с переносчиком заболевания (чаще его биологическим хозяином), можно выделить следующие виды переносчиков:

  • специфические – насекомые и животные, переносящие один вид инфекции (блохи переносят чуму, комары – малярию),
  • неспецифические (мухи, тараканы) – на их лапках могут находиться возбудители любых заболеваний, которые попадают на еду и в открытые напитки (соки, молоко).

Половой путь передачи – заражение при контакте со слюной и другими биологическими жидкостями при сексе (включая однополый секс и оральный контакт), реже при поцелуе (если один партнер является носителем, а у другого повреждена слизистая во рту). Инфекции, передающиеся через слюну, кровь, слизь, сперму при сексе это венерические заболевания, ВИЧ, гепатиты.

Как избежать заболеваний

Искусственный или артифициальный путь заражения

Заражение происходит во время проведения различных медицинских процедур, можно выделить гемоконтактный способ инфицирования и ингаляционный.

При гемоконтактном распространении инфекции выделяют:

  • парентеральный путь – передача инфекции осуществляется при проведении различных манипуляций связанных с повреждением целостности кожных покровов и слизистых при оперативных вмешательствах, инъекциях, диагностических манипуляциях;
  • трансплантационный – при пересадке различных органов;
  • трансфузионный – при переливании крови и ее компонентов.

Таким образом, можно считать, что искусственный путь заражения сочетает в себе трансмиссионный и контактно-бытовой. Какие инфекции передаются артифициальным путем – ВИЧ, гепатиты В и С, а также другие заболевания, возбудитель которых локализуется в крови, слюне и прочих биологических жидкостях человека.

https://youtu.be/-qq8QiVuGbI

Учение об эпидемическом процессе

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распро­странения среди населения специфических инфекционных со­стояний: от бессимптомного носительства до манифестных за­болеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбуди­телем.

Эпидемиология – наука, которая:

  1. изучает условия и механизмы формирования эпидемического процесса,

  2. разрабатывает проти­воэпидемические мероприятия, направленные на предупрежде­ние и снижение инфекционных болезней.

Биологической основой развития эпидемического процесса служит паразитарная система (взаимодействие популяций паразита и хозяина).

В процессе такого взаимодействия при любой инфекции или инвазии происходит взаимное влияние популя­ций паразита и хозяина, которые в результате этого взаимно адаптационно изменяются. Взаимодействие паразитарной систе­мы с социальными условиями превращает ее в эпидемический процесс.

Эпидемический процесс обусловливает непрерывность взаи­модействия 3-х его элементов:

  1. источника инфекции;

  2. ме­ханизмов, путей и факторов передачи;

  3. восприимчивости коллектива.

Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса.

Решающую роль в раз­витии эпидемического процесса играют социальные факторы окружающей среды.

Рассмотрим теперь отдельные звенья эпидемического процесса.

Источник инфекции

Источник возбудителя инфек­ции - это живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных.

Источ­ником инфекции могут быть:

  1. организм человека (больного или носителя),

  2. организм животного (больного или носителя),

  3. абиотические объекты окру­жающей среды (вода, пища и др.).

Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными.

Инфекции, при которых источником явля­ются больные животные, но может болеть и чело­век — зоонозными.

Инфекции, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды - сапронозные.

Возбудители сапронозов являются псевдопаразитами человека и животных. Они постоянно и естественно обитают в окружа­ющей среде (вода, почва) и для поддержания своего суще­ствования в природе необязательно нуждаются в эпидемичес­ком процессе. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.

Меха­низм, пути и факторы передачи

Механизм передачи - способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприим­чивый.

Этот механизм включает последовательную смену 3-х стадий:

  1. выведение возбудителя из организма хозяина в окру­жающую среду;

  2. пребывание возбудителя в объектах окружаю­щей среды (биотических или абиотических);

  3. внедрение возбуди­теля в восприимчивый организм.

Различают следующие механизмы передачи:

  1. фекально-оральный,

  2. аэрогенный (респираторный),

  3. кровяной (трансмиссивный),

  4. контак­тный

  5. вертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно)

Факторы передачи — это элементы внешней среды, обеспечивающие пе­ренос микробов из одного организма в другой.

К ним относятся вода, пища, почва, воздух, живые членистоногие, предметы ок­ружающей обстановки.

Пути передачи — это конкретные элемен­ты внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных вне­шних условиях.

Для фекально-орального механизма передачи ха­рактерны:

  1. алиментарный (пищевой),

  2. водный

  3. контактный (не­прямой контакт) пути передачи.

Для аэрогенного механизма передачи ха­рактерны:

  1. воздушно-капельный

  2. воздушно-пылевой.

Для трансмиссивного механизма передачи ха­рактерны:

  1. передача через укусы кровососущих эктопаразитов,

  2. парентеральный

  3. половой.

Для кон­тактного (прямого) механизма передачи характерны:

  1. раневой

  2. контактно-половой (прямой контакт).

Для вертикального механизма передачи ха­рактерен трансплацентарный путь.

Русский ученый-эпидемиолог Л.В.Громашевский сформули­ровал закон соответствия механизма передачи с локализацией возбудителя в организме.

По этому закону все инфекционные болезни по механизму и основным путям передачи классифицируются следующим образом:

  1. кишечные инфекции;

  2. инфекции дыхательных путей (респираторные);

  3. трансмиссивные (или кровяные) инфекции;

  4. инфекции наружных покровов.

В соответствии с этим делением для каждой из групп присущи основные пути передачи инфекции:

  1. для кишечных инфекций — это алиментарный, водный и контактно-быто­вой;

  2. для респираторных — воздушно-капельный и воздушно-пылевой;

  3. для транссмиссивных — через переносчиков, парентераль­ный и половой;

  4. для инфекций наружных покровов — раневой и контактно-половой пути передачи.

Кроме этих основных ме­ханизмов, при некоторых инфекциях возможен вертикальный путь передачи инфекции от матери плоду и через зародышевые клетки.

Таблица 1

Механизмы передачи паразита: фекально-оральный, воздушно-капельный, трансмиссивный, контагиозный.

Наиболее часто встречающимися у человека паразитами являются разнообразные черви — гельминты, вызывающие заболевания группы гельминтозов. Различают био-, геогельминтозы и контактные гельминтозы. Биогельминтозы — это заболевания, передача которых человеку происходит с участием животных, в чьем организме развивается возбудитель (эхинококкоз, альвеококкоз, тениоз, тениаринхоз, дифиллоботриоз, описторхоз, трихинеллез).

Геогельминтозы — это болезни, передача которых человеку происходит через элементы внешней среды, где развиваются личиночные стадии паразита (аскаридоз, трихоцефалез, некатороз). Контактные гельминтозы характеризуются передачей паразита непосредственно от больного или через окружающие его предметы (энтеробиоз, гименолепидоз).

115. Биогеоценозы: определение, структура, свойства. Экологические пирамиды численности, биомассы, энергии. Эволюция биогеоценозов. Биогеоценоз — это исторически сложившееся сообщество организмов разных видов (биоценоз), тесно связанных между собой и с окружающей их неживой природой (биотоп) обменом веществ и энергии. В структуре биогеоценоза можно выделить четыре звена: 1. Абиотическое окружение – неживая природа. 2. Продуценты – зеленые растения и хемосинтез. 3. Консументы – потребители (живут за счет веществ, созданных продуцентами – плотоядные и травоядные животные). 4. Редуценты – организмы, разлагающие органические соединения до минеральных веществ (бактерии, грибы). Главными свойствами биоценозов, отличающих их от неживых компонентов, является способность продуцировать живое вещество, обладать саморегуляцией и самовоспроизводимостью. В биоценозе отдельные виды, популяции и группы видов могут заменяться соответственно другими без особого ущерба для содружества, а сама система существует за счет уравновешивания сил антагонизма (конкуренции) между видами. Для приобретения этих свойств биосистеме требуется время. Очень важным свойством биоценозов, как всяких биологических материальных систем, является саморегуляция – способность выдерживать высокие отрицательные нагрузки, способность возвращаться в близкое к исходному состояние после существенных нарушений компонентов, структуры, взаимосвязей. Саморегуляция отражает принцип Ле-Шателье. Согласно принципу Ле-Шателье, биогеоценоз способен поддерживать свое состояние при резких, неблагоприятных для него, воздействиях внешних факторов или возмущениях. При этом он изменяется таким образом, что снижает эффект возмущения и, таким образом, сохраняет свой status quo. Пример. Восстановление прежнего типа сообщества после пожара, рубки леса, ветровала, вытаптывания и др. Отмечается высокая активность роста и высокая скорость обменных процессов растений, произрастающих в экстремальных условиях. Поскольку компоненты ценоза находятся друг с другом в постоянном взаимодействии – связаны друг с другом потоками вещества и энергии, то, говоря о равновесии биогеоценоза, следует иметь в виду не статическое, а динамическое равновесие, в первую очередь равновесие потоков вещества и энергии. Если экосистему вывести из состояния динамического равновесия, то она стремится вернуться к нему, используя при этом часть своей внутренней энергии и упорядоченности (упорядоченность – структурная негэнтропия). Если резерва внутренней энергии и негэнтропии хватает, то система возвращается в состояние близкое к исходному. Если ресурсов вещества и энергии недостаточно, то система (биогеоценоз) либо безвозвратно разрушается, либо переходит в новое состояние динамического равновесия, но на значительно более низком энергетическом уровне. При этом говорят, что экосистема деградировала. ПРИМЕРОМ деградации является распашка и уничтожение естественной растительности на значительных пространствах в зоне сухой степи. Это воздействие резко снижает запасы влаги в почве, способствует ветровой эрозии почв и экосистема переходит в новое состояние с очень низкой биологической продуктивностью. Степные экосистемы сменяются при этом экосистемами пустынь. Некоторые ученые экологи считают, что именно так на месте саванны в Северной Африке примерно 10 тыс. лет назад образовалась пустыня Сахара. Другой пример – по лесной зоне Дальнего Востока – уничтожение лесов рубками и особенно пожарами. Вначале высокопродуктивные коренные леса (рис. 7) с ценными лесообразующими породами сменяются менее продуктивными малоценными вторичными лесами (порослевые дубняки, белоберезняки, ясеневники и др.). С повторными пожарами происходит смена уже вторичных лесов – на разнотравные луговые и кустарниковые сообщества, а затем и последние сменяются разного рода пустырями и каменистыми россыпями. Один из самых характерных примеров невосстановимого разрушения биогеоценозов – горные полигоны, на которых добыча полезных ископаемых ведется открытым способом. Лесные пойменные биогеоценозы, самые продуктивные и разнообразные по видовому составу, превращаются в лунные ландшафты. Уничтожение теплоизоляционного слоя – растительного покрова – на почвах с многолетней мерзлотой тоже приводит к нарушению динамического равновесия и явлению термокарста. Для всякого биогеоценоза существуют пределы толерантности (устойчивости). Одни более толерантны, или устойчивы, к воздействию внешних возмущающих факторов, другие менее. Но пока мало известно о пределах толерантности естественных экосистем, и среди ученых имеются разногласия. Например, одни говорят, что экосистемы тундры очень неустойчивы и легко уязвимы. Другие, напротив, считают, что самые неустойчивые – экосистемы влажных тропических лесов, а экосистемы тундры не менее устойчивы, чем экосистемы тайги и степи. Толерантность разных экологических систем должна быть изучена как можно скорее, иначе под мощным антропогенным воздействием окажутся как раз наиболее уязвимые экосистемы. Проблема эта очень сложна тем, что разные экосистемы оказываются в разной степени устойчивыми по отношению к разрушающим факторам. Для наглядности представления взаимоотношений между организмами различных видов в биоценозе принято использовать экологические пирамиды, различая пирамиды численности, биомасс и энергии.

Пирамида численности Для построения пирамиды численности подсчитывают число организмов на некоторой территории, группируя их по трофическим уровням:

продуценты – зеленые растения;

первичные консументы – травоядные животные;

вторичные консументы – плотоядные животные;

третичные консументы – плотоядные животные;

n-е консументы («конечные хищники») – плотоядные животные;

редуценты – деструкторы.

Консументы второго, третьего и более высоких порядков могут быть хищниками, питаться падалью или быть паразитами. В последнем случае по величине они меньше своих хозяев, в результате чего пищевые цепи паразитов необычны по ряду параметров. В типичных пищевых цепях хищников плотоядные животные становятся крупнее на каждом трофическом уровне. Каждый уровень изображается условно в виде прямоугольника, длина или площадь которого соответствуют численному значению количества особей. Расположив эти прямоугольники в соподчиненной последовательности, получают экологическую пирамиду численности, основной принцип построения которой впервые сформулировал американский эколог Ч. Элтон. Данные для пирамид численности получают достаточно легко путем прямого сбора образцов, однако существуют и некоторые трудности: продуценты сильно различаются по размерам, хотя один экземпляр злака или водоросли имеет одинаковый статус с одним деревом. Это порой нарушает правильную пирамидальную форму, иногда давая даже перевернутые пирамиды; диапазон численности различных видов настолько широк, что при графическом изображении затрудняет соблюдение масштаба, однако в таких случаях можно использовать логарифмическую шкалу. Пирамида биомасс Экологическую пирамиду биомасс строят аналогично пирамиде численности. Ее основное значение состоит в том, чтобы показать количество живого вещества (биомассу – суммарную массу организмов) на каждом трофическом уровне. Это позволяет избежать неудобств, характерных для пирамид численности. В этом случае размер прямоугольников пропорционален массе живого вещества соответствующего уровня, отнесенной к единице площади или объема. Термин «пирамида биомасс» возник в связи с тем, что в абсолютном большинстве случаев масса первичных консументов, живущих за счет продуцентов, значительно меньше массы этих продуцентов, а масса вторичных консументов значительно меньше массы первичных консументов. Биомассу деструкторов принято показывать отдельно. При отборе образцов определяют биомассу на корню или урожай на корню (т. е. в данный момент времени), которая не содержит никакой информации о скорости образования или потребления биомассы.

Скорость создания органического вещества не определяет его суммарные запасы, т. е. общую биомассу всех организмов каждого трофического уровня. Поэтому при дальнейшем анализе могут возникнуть ошибки, если не учитывать следующее: во-первых, при равенстве скорости потребления биомассы и скорости ее образования урожай на корню не свидетельствует о продуктивности, т. е. о количестве энергии и вещества, переходящих с одного трофического уровня на другой, более высокий, за некоторый период времени; во-вторых, продуцентам небольших размеров свойственна высокая скорость роста и размножения, уравновешиваемая интенсивным потреблением их в пищу другими организмами и естественной гибелью. Поэтому продуктивность их может быть не меньше чем у крупных продуцентов, хотя на корню биомасса может быть мала. Одним из следствий описанного являются «перевернутые пирамиды». Зоопланктон биоценозов озер и морей чаще всего обладает большей биомассой, чем его пища – фитопланктон, однако скорость размножения зеленых водорослей настолько велика, что в течение суток они восстанавливают всю съеденную зоопланктоном биомассу. Тем не менее, в определенные периоды года (во время весеннего цветения) наблюдают обычное соотношение их биомасс. Кажущихся аномалий лишены пирамиды энергий, рассматриваемые далее.

Пирамида энергий Самым фундаментальным способом отражения связей между организмами разных трофических уровней и функциональной организации биоценозов является пирамида энергий, в которой размер прямоугольников пропорционален энергетическому эквиваленту в единицу времени, т. е. количеству энергии (на единицу площади или объема), прошедшей через определенный трофический уровень за принятый период. К основанию пирамиды энергии можно обоснованно добавить снизу еще один прямоугольник, отражающий поступление энергии Солнца.

Пирамида энергий отражает динамику прохождения массы пищи через пищевую (трофическую) цепь, что принципиально отличает ее от пирамид численности и биомасс, отражающих статику системы (количество организмов в данный момент). На форму этой пирамиды не влияют изменения размеров и интенсивности метаболизма особей. Если учтены все источники энергии, то пирамида всегда будет иметь типичный вид (в виде пирамиды вершиной вверх), согласно второму закону термодинамики. Пирамиды энергий позволяют не только сравнивать различные биоценозы, но и выявлять относительную значимость популяций в пределах одного сообщества. Они являются наиболее полезными из трех типов экологических пирамид, однако получить данные для их построения труднее всего. ЭВОЛЮЦИЯ БИОГЕОЦЕНОЗОВ. Любая территория, пригодная к жизни по набору абиотических факторов, заселяется. Этот процесс называют сукцессией. В соответствии с трофической структурой биоценоза первостепенная роль в освоении новых местообитаний принадлежит растительным организмам. Развитие растительности в местообитаниях, где прежде растений не было, обозначают как первичную сукцессию, а в местах с предсуществовавшим, но разрушенным растительньм покровом — как вторичную. В процессе сукцессии изменяются видовой состав биоценоза и характеристики местообитания. Вслед за растениями в сукцессию вовлекаются представители животного мира, а развивающийся био-геоценоз становится все более богатым видами; цепи питания в нем усложняются, разветвляются и превращаются в сети питания. Среди животных растет количество всеядных видов, активизируется функция редуцентов, возвращающих органическое вещество из почвы в состав биомассы, благодаря чему ее объем неуклонно растет. Сукцессия завершается климаксом — образованием сообщества, видовой состав которого в дальнейшем изменяется незначительно. Скорость сукцессии по мере приближения к состоянию климакса снижается. Процесс практически прекращается, когда добавление или исключение видов не приводит к изменению среды развивающегося биогеоценоза, т.е. между элементами биоценоза и физической средой по достижении климакса устанавливается равновесие. Из наблюдений за заселением песчаных дюн или вновь образованных потоков лавы в результате первичной сукцессии, а также вырубок или заброшенных пашен в процессе вторичной сукцессии следует, что для достижения состояния климакса требуются сотни и тысячи лет. Климаксные сообщества, возникающие в результате сукцессии разных местообитаний, различаются по производимой биомассе: тропический лес, леса умеренной зоны, болота. Максимальный объем биомассы ограничивается климатом соответствующего района. Примером сукцессии служит зарастание некрупных пресноводных водоемов. Последовательное отмирание и придонное отложение мелких планктонных организмов, донных водорослей, водоплавающих растений, сопровождаемые сменой преобладающих видов животных и микроорганизмов, обусловливают трансформацию водных биогеоце-нозов в биогеоценозы болотного типа. Климаксные сообщества на протяжении определенного времени характеризуются состоянием устойчивого равновесия, что проявляется в их способности возвращаться в исходное состояние после кратковременных внешних воздействий, изменяющих условия существования, и противостоять этим воздействиям. Так, в одном из климаксных биогеоценозов при временном понижении осадков на 50 % по сравнению с их обычным количеством продукция фитобиомассы снижалась на 25%, а численность популяций растительноядных — всего на 10%. Устойчивость подобных сообществ зависит как от гомеостатических реакций организмов и популяций, так и от условий физической среды. В приведенном примере она могла быть обусловлена запасом влаги в почве и реакцией растений на засуху. Несмотря на высокую степень устойчивости биогеоценозов, глобальное изменение условий среды, связанное с эпохальными сменами климата, приводит и к эволюции климаксных экологических систем. В настоящее время под действием антропогенных факторов климаксные экологические системы сменяются менее устойчивыми либо в связи с прямым их разрушением, либо за счет загрязнения окружающей среды. Так, в районе Москвы почвенно-климатические условия соответствуют развитию биогеоценозов дубовых лесов, господствовавших здесь до XV—XVIII вв. Вырубка дубрав и хозяйственное освоение территорий привели к появлению на их месте обедненных биогеоценозов березово-осиновых и еловых лесов. Участки древних дубрав сохранились местами в старинных парках и на границе Москвы в ее северо-восточной части, но поддержание состояния относительного равновесия в них требует уже значительных материальных затрат. Взаимная адаптация популяций разных видов, включенных в состав эволюционирующего биогеоценоза, представляет собой процесс их соотносительной эволюции, сопровождающейся направленными изменениями аллелофондов этих популяций. В результате система аллелофондов биогеоценоза в целом как уровня организации жизни изменяется.

Таким образом, эволюция биогеоценоза базируется на эволюции отдельных популяций разнообразных организмов, а результатом ее является возникновение сообщества, включающего в себя новые виды, каждый из которых выполняет присущую только ему функцию в целостной системе.

116.Понятие об экологии человека. Человек как творческий экологический фактор. Агроценозы, их особенности и отличия от природных экосистем. Экология человека – это междисциплинарная наука о взаимодействии человека со средой обитания, зародившаяся в 70-е годы XX века. Ее предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни. Иными словами, экология человека рассматривает адаптацию человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий. Известно, что к 2000 году населениеЗемли достигло шести миллиардов человек. Для их жизнеобеспечения необходимоежегодно добывать миллиарды тонн сырьевых ресурсов, вырабатывать гигантскоеколичество энергии, получать громадные объемы сельскохозяйственной продукции. Илюбой вид производственной деятельности человека – будь то промышленность,энергетика, транспорт или выращивание урожая – обязательно влечет за собойзагрязнение природной среды. Научные прогнозы говорят о том, что к середине ХХI столетия численностьземлян достигнет, как минимум, 10-ти миллиардов человек. Хочется надеяться, чтокачество их жизни будет выше, чем сегодня у жителей слаборазвитых стран: будетпотребляться больше пищи, энергии, товаров на душу населения. Значит, если не принятьдейственных своевременных мер, антропогенная токсикация планеты через полвекаможет достичь уровня, с которым природа не сможет справиться, и экологическийкризис превратится в глобальную катастрофу. Слово «катастрофа» ассоциируется спонятием неожиданности, внезапности. Природные экологические катастрофы(землетрясения, смерчи, тайфуны, лавины) дополняются антропогенными (Чернобыль,заводские взрывы, аварийные выбросы ядовитых веществ). Существуют, однако, имедленно развивающиеся экологические катастрофы, приобретающие со временемглобальный характер. Медленное развитие придает им особую опасность, пожалуй,не меньшую, чем внезапность. Общественное сознание не поражают, а человечествоне мобилизуют на немедленные действия факты постепенного роста некоторыхзаболеваний, повышение кислотности дождей, снижение урожайности почв,уменьшения фертильности мужской спермы и другие подобные явления, признанныеэкологическим следствием производственной деятельности человечества. Одной изтаких медленно развивающихся катастроф является токсикация нашей планеты. Агроценоз, или агробиоценоз, (сельскохозяйственная экосистема) — созданное и регулярно поддерживаемое человеком с целью получения сельскохозяйственной продукции сообщество. К агроценозам относятся поля, пастбища, огороды, сады, зеленые насаждения, крупные животноводческие комплексы с прилегающими пастбищами и т.д. (рис. 2.14). Обычно агроценозы включают совокупность организмов, обитающих на землях сельхозпользования. Характерная особенность агроэкосистемы — малая экологическая устойчивость, но высокая урожайность одного или нескольких видов растений (или сортов культивируемого растения) или животных. Основные черты агроценоза определяет человек, заинтересованный в получении максимального количества сельскохозяйственной продукции. Структура агроценоза. Агроценозы, как и природные экосистемы, характеризуются набором составляющих их видов (т.е. обладают определенным составом организмов) и определенными взаимоотношениями между организмами и средой обитания. В агроценозе складываются те же цепи питания, что и в естественных экосистемах. Например, трофическую структуру ржаного поля определяет набор продуцентов (рожь, сорняки), консументов (насекомые, птицы, полевки, лисы) и редуцентов (грибы, микроорганизмы). Однако, в отличие от естественной экосистемы, обязательным звеном пищевой цепи здесь является человек, который формирует агроценозы, исходя из их практической значимости, и обеспечивает их высокую продуктивность. Отличие агроценозов от естественных экосистем. Агроценозы отличаются от естественных экосистем рядом особенностей. Первое отличие состоит в том, что разнообразие живых организмов в них резко снижено для получения максимально высокой продукции. На ржаном или пшеничном поле кроме злаковой монокультуры можно встретить всего несколько видов сорняков. На естественном лугу биологическое разнообразие значительно выше, но биологическая продуктивность луга во много раз уступает засеянному полю. Второе отличие — пути отбора организмов в агроценозе. Культивируемые виды поддерживаются человеком. Они крайне чувствительны к вредителям (особенно при их массовом размножении) и болезням и не могут выдерживать конкуренции с дикими видами без поддержки человека. Третье отличие — для агроценозов, по сравнению с естественными биоценозами, характерна большая открытость. В естественных биоценозах первичная продукция растений потребляется в многочисленных цепях питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и других неорганических веществ. Агроценозы же более открыты. Вещество и энергия изымаются из них с урожаем, животноводческой продукцией, а также в результате разрушения почв. Смена растительного покрова в агроценозах происходит не естественным путем, а по воле человека, что не всегда хорошо отражается на качестве. Особенно это касается почвенного плодородия. Почва является важнейшей системой жизнеобеспечения и существования сельскохозяйственного производства. Однако продуктивность агроценозов зависит не только от плодородия почвы и поддержания ее качества. В не меньшей мере на нее влияет сохранность среды обитания полезных насекомых, например опылителей, и других представителей животного мира. К тому же в этой среде обитают многие естественные враги сельскохозяйственных вредителей. Общеизвестны примеры массовой гибели опылителей полей гречихи в США при столкновении их с автомобилями в случае очень близкого расположения сельскохозяйственных угодий к автотрассам. Печально известна «антиворобьиная» кампания в Китае, когда были уничтожены тысячи воробьев — птиц, якобы вредящих урожаю зерновых, и последовавшая вслед за этим вспышка размножения вредителей злаковых культур, которая принесла значительный урон землевладельцам этой восточной страны.Еще одна особенность, более трех предыдущих отличающая агроценозы от природной экосистемы, состоит в получении дополнительной энергии для нормального функционирования. Под дополнительной энергией понимается любой тип энергии, привносимый в агроэкосистему. Это может быть мускульная сила человека или животных, различные формы горючего для работы сельскохозяйственных машин, удобрения, пестициды, ядохимикаты, дополнительное освещение и т.д. Все искусственно создаваемые в сельскохозяйственной практике агроценозы полей, садов, пастбищных лугов, огородов, теплиц представляют собой системы, специально поддерживаемые человеком. В агроценозах используется именно их свойство производить чистую продукцию, так как все конкурентные воздействия на культивируемые растения со стороны сорняков сдерживаются агротехническими мероприятиями, а формирование пищевых цепей за счет вредителей пресекается с помощью различных мер, например химической и биологической борьбы. Но эти сообщества неустойчивы, не способны к самовосстановлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели от массового размножения вредителей или болезней. Для их поддержания необходима постоянная деятельность людей.С целью получения сельскохозяйственной продукции человек создает экологические сообщества — агроценозы — поля, огороды, сады, луга, пастбища. Агроценозы обладают малой экологической устойчивостью, но высокой урожайностью. Устойчивость экосистемы связана с биологическим разнообразием и сложностью трофических связей организмов, входящих в ее состав.

117.Биологическая изменчивость людей и биогеографическая характеристика среды. Адаптивные типы людей (определение, характеристика). Роль экологических факторов в их формировании.Как уже отмечалось, искусственная среда нивелирует прямое воздействие природных экологических факторов среды на человека. Однако продолжительность соответствующего периода технической революции составляет менее 1% истории человечества. Поэтому на протяжении большей части истории вида Человек разумный серьёзное воздействие на его популяции оказывали климатический, геохимический, алиментарный, биологический (в частности, микробный и паразитарный) факторы естественной среды, направление которых различалось в разных районах планеты. Различия давления естественного отбора обусловили различия приспособлений и формирование адаптивных типов людей. Адаптивный тип - это определённая норма реакций на преобладающие условия обитания, которая проявляется в развитии комплекса морфофункциональных, биохимических, иммунологических признаков, обеспечивающих лучшую биологическую приспособляемость человека к определённой физической среде. Выделяют следующие адаптивные типы: арктический, зоны умеренного климата, высокогорный, тропический, зоны пустынь и полупустынь и др. Комплекс признаков конкретного адаптивного типа не связан с расовой и этнической принадлежностью популяции.Например жители города Ростова принадлежат к адаптивному типу людей, живущих в зоне умеренного климата.

В комплекс адаптивных признаков включают специфические и общие признаки. К общим признакам относят показатели костно-мускульной массы тела, количество иммунных белков сыворотки крови. Общие элементы обеспечивают повышение общей сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям среды. Специфические признаки разнообразны и обусловлены преобладающими условиями в данном регионе (гипоксия, жара, холод и т.п.). Сочетание специфических признаков определяет формирование адаптивного типа человека. На формирование арктического адаптивного типа решающую роль оказали холодный климат и преимущественно животная пища. Арктический комплекс адаптивных признаков отличается сильным развитием кост-но-мускульного компонента тела, большими размерами грудной клетки, большим пространством, занимаемым костным мозгом, и высоким уровнем гемоглобина, высоким содержанием в крови белков и холестерина, повышенной способностью к окислению жиров, а также усиленным в целом энергетическим обменом, со стабильностью показателей в условиях переохлаждения. Так, при охлаждении у канадских индейцев резко падает температура кожи, но уровень обмена веществ меняется незначительно, а у белого населения, наоборот, наблюдается меньшая степень снижения кожной температуры, но интенсифицируется обмен (появляется сильная дрожь). Комплекс признаков тропического адаптивного типа формировался под влиянием таких преобладающих экологических факторов, как жаркий и влажный климат, рацион с относительно низким содержанием животного белка. Тропический адаптивный тип характеризуется следующим комплексом признаков: относительно уменьшенной массой тела при увеличенной длине конечностей, уменьшенной окружностью грудной клетки, повышенным количеством потовых желёз на 1 см2 кожи и более интенсивным потоотделением, низкими показателями основного обмена и синтеза жиров, пониженной концентрацией холестерина в крови. Тропический адаптивный тип характеризует едва ли не большую часть населения планеты и поэтому для него характерна исключительно широкая вариабельность групп населения в расовом, этническом и экономическом отношениях. Адаптивный тип умеренного пояса характеризуется комплексом признаков, занимающим промежуточное положение между таковыми арктического и тропического адаптивных типов. Биологические механизмы этого адаптивного типа определить весьма трудно, т.к. большая часть населения проживает в промышленно развитых странах с большей долей городского населения, что резко уменьшает прямое (неопосредованное) влияние факторов естественной среды на население. Температура и влажность воздуха в умеренном поясе не достигают экстремальных величин, хорошо выражен сезонный ритм биоклиматических условий. В формировании горного адаптивного типа основную роль играл такой средовой фактор, как гипоксия. В комплекс признаков горного адаптивного типа входят: повышенный уровень основного обмена, относительное удлинение длинных трубчатых костей скелета, расширение грудной клетки, увеличенное содержание в крови эритроцитов и гемоглобина. У коренных жителей Перу количество эритроцитов увеличено на 30% по сравнению с лицами, живущими на уровне моря. Несомненно, что в жарких странах происходит интенсивный естественный отбор с высоким показателем давления отбора. В менее выгодном положении оказываются тучные лица и лица, у которых меньше потовых желёз или эти железы частично повреждены (например, у альбиносов вследствие солнечных ожогов), а также люди с большим весом и размерами тела. Факторами естественного отбора, воздействующего на людей в тропической адаптивной зоне, являются большая распространённость бактерий и паразитов (из-за высокой температуры и влажности), высокая солнечная радиация, нехватка воды и др. Указанные адаптивные типы формировались независимо от расы и только в связи с приспособлением к конкретным условиям среды, а также на основе приспособительных механизмов вида, определяемых генофондом Homo sapiens.Развитие особенностей определённого адаптивного типа происходит в эмбриогенезе. Например, уже в конце внутриутробного развития проявляются различия в пропорциях тела между негроидами и европеоидами. Существование адаптивных типов свидетельствует о значительной экологической пластичности человека, которая была основной предпосылкой расселения человека на планете. В комплекс признаков адаптивного типа входят такие, которые имеют генетическую обусловленность (форма и размер тела, характер роста, развитие скелета, отложения жира и др.), закрепляются в генотипе и наследуются. Однако ряд признаков имеет в своей основе быстрые физиологические изменения, связанные с акклиматизацией (например, адаптации к действию высоких температур). Последнее хорошо иллюстрируют американские индейцы: индейцы Атабаски, населяющие район Большого Медвежьего озера, живут в таких же суровых условиях, как эскимосы; индейцы майя на полуострове Юкатан обитают в условиях жаркого влажного климата. Очень широк в настоящее время климатический интервал обитания европейцев: в исключительно холодных условиях живут лапландцы, в жарких -итальянцы, обосновавшиеся в Северной Австралии.

118.Биологические ритмы. Медицинское значение хронобиологии. Биоритмы- это регулярные наступающие примерно через равные промежутки времени качественные или количественные изменения биопроцессов. Основные свойства:

1) Биоритмы являются следствием ЕО и адаптации организмов к изменяющимся условиям среды, поэтому они наследственно закрепляются

2) К закономерностям биоритмов подчиняются все живые системы

3) Повторяемость биоявлений относительно, т.е. содержание каждого цикла несколько отличается от предыдущих

Хронобиология-это наука, которая изучает закономерности осуществления процессов жизнедеятельности во времени.

Классификация:

· По степени зависимости от внешних условий

-экзогенные-колебания эко процессов, вызванные периодическими изменениями среды(фотопериодизация). Обеспечивают жизнедеятельность организмов при изменении внешней среды.

-эндогенные ритмы-изменения вызванные процессами в самой живой системе(сокращение миокарда). Эти ритмы относительно устойчивы к внешним воздействиям. Они могут сдвигать фазу ритма, обеспечивая жизнедеятельность организма вне зависимости от внешних условий.

· По функции

-ритмы физиологические-рабочие циклы отдельных органов и систем которые поддерживают жизнедеятельность организма(дых.система,ССС и т.д.) В зависимости от состояния организма и функциональных нагрузок период таких ритмов может изменяться в широких пределах.

-ритмы экологические(адаптивные) –отражают приспособление организма к изменяющимся условиям среды. Период таких ритмов является постоянным и закреплен генетически. Как правило цирко-ритмы соответствуют внешним ритмам и совпадают по длительности сгеофизичнскими циклами(функция биочасов и позволяет организму приурочить активность к наиболее благоприятному времени)

· По велечине периода повторения

-микроритмы-имеют высокую частоту, период повторения меньше 30 мин(секундные ритмы и минутные ЧСС, дыхат.движения, эл. Активность мозга)

-мезоритмы-ритмы средней частоты период повторения от 30мин до 1 недели:

ü Ультрадианные- до 20 часов

ü Циркадианные-около суток

ü циркосептанные-около недели

колебания температуры тела,активности мозга, секреция гормонов, колебания давления

-макроритмы-ритмы низкой частоты

ü лунномесячные-циркатрипетанные, период повторения 3-4 недели

ü сезонные-циркануальные, около года

ü многолетние-до 10 лет, фотопериодизация, листопад, образование плодов.

ü Мегаритмы-сверхмедленные, период повторения несколько десятков или сотен лет(эпидемии, инфекционные заболевания)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

--от 0 до 4 часов-усиливается выработка окситоцина-гормон, который усиливает частоту сокращения гладкой мускулатуры. Снижение работоспособности головного мозга и печени. Усиливается выработка тестостерона. Снижение артериального давоения

--от 8 до 9-повышение половой активности, секреция инсулина, увеличение ЧССàриск развития инфаркта миокарда. Снижение чувствительности кожи, снижение активности головного мозга.

--с 10 до 12-улучшается кровоснабжение головного мозга и биоэлектрическая активность (улучшается запоминание),улучшается выработка адреналина

--с 12 до 13- усиливается желудочной сокоотделение.увеличивается количество тромбоцитов( в дневные часы повышается свертываемость крови), снижается электрическая активность мозга.

--с 14 до 15ч улучшается долговременная память, снижается волевая чувствительность

--с 20 до 22- снижается артериальное давление и ЧДД. Усиливается активность иммунной системы и свертывающей системы крови.снижается уровень обмена в-в и падает кол-во тромбоцитов.

--с 23 до 24 усиление желудочного сокоотделения.снижается выработка кортизола(глюкокортикоидный гормон)-увеличивается риск проявления аллергических заболеваний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Сезонные- у человека в летний период увеличивается эл.активность головного мозга и мышечной системы, снижаются эти показатели в зимний период.

Хронопатология-изменения биоритмов не характерные для нормального онтогенеза. Возможно рассогласование биоритмов любого уровня. D-синхронозы могут быть связанными с нарушением

А) суточных биоритмов-гипертоническая болезнь, язвенная болезнь

Б)с нарушением сезонных биоритмов, увеличение частоты обострения язвенной болезни наблюдается весной и осенью

В)связанные с периодами активности солнца(частота инфекционных заболеваний)Кол-во больных поступающих в психиатрические клиники возрастает при увеличении солнечной активности.

Классификация десинхронозов

· По причине:

А) внутренние десинхронозы-рассогласование ритмов внутри организма. Нпример:ритм питания, ритм бодрствования.

Б)внешний десинхроноз-отличается нарушением синхронности биоритмаи воздействий внешней среды-быстрое пересечение часовых поясов.

· По длительности изменений:

А)острый десинхроноз возникает при смене условий среды за короткий промежуток времени

Б) хронический-неоднократное повторение острого десинхроноза, вызванного одним и тем же фактором

· По выраженности симптомов

А)явные десинхроноз- колебания АД, нарушение сна, снижение аппетита,снижение работоспособности, раздражительность

Б)скрытый десинхроноз-имеется внутренний дискомфорт, не проявляющийся в объективных показателях

У человека на биоритмы большое влияние оказывают соц. Факторы, поэтому для профилактики пат. Последствий рекомендуется учитывать возможность десинхронозов. Учитывать:режим труда и отдыха для экипажей самолетов. В настоящее время считается более целесообразным реализовать курортные мероприятия в санаториях того же региона.

ХронофармакологияРаздел фармокологии который оптимизирует время применения лекарств с учетом биоритмов Поскольку все биопроцессы изменяются с определенным периодом повторения то чувствительность к лекарствам так же будет изменяться в течение суток.Это может быть связано с изменением кол-ва рецепторов на клеточных мембранах либо с эндогенными изменениями секреции гормонов или ферементов.

Примеры 1)больных бронхиальной астмой в настоящее время оптимальная схема приема глюкокортикоидов подразумевает 2 приема препарата, 8 и 15 часов, с приемом большей части доы утром. Это связано с ритмом секреции глюкокортикоида, максимальная концентрация которых у человека наблюдается утром. 2)лекарства против приступов астмы более эффективно принимать вечером. Частота приступа астмы ночью на 60-70% выше, чем днем. 3)онкологические препараты более эффективны при приеме в утренние часы, т.к. в этот период выше уровень митотического деления. Противоопухолевые препараты,как правило, высоко токсичны. 4) противоязвенные препараты более эффективны при приеме перед сном, т.к. увелич. Секреци сока. Регуляция биоритмов

В настоящее время обнаружены различные механизмы регуляции биоритмов нейрогенные, эндокринные и внутриклеточные Для согласования между собой различных регуляторных механизмов, организм человека имеет центральные органы: 1)эпифиз, который вырабатывает мелатонин, его выработка активируется в темноте и резко снижается на свету поэтому мелатонин рассматривают как основную систему снабжающую организм информацией о времени суток. Деятельность эпифиза регулируется светом который проникает через теменную часть черепа. Мелатонин обладает различной активностью, антистрессовое действие, антиоксидантное действие, способствует адаптации к изменяющимся условиям среды. 2)супрахиазматические ядра гипоталамуса располагаются над перекрестом зрительных нервов. Они получают инфо об уровне освещенности от глаз и обеспечивают синхронизацию деятельности гипофиза и других нижележащих структур.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Смотрите также