Эмаль на поверхности зуба самый прочный материал


Вариант 15

Скачать .pdf Главная → ЕГЭ → Русский язык

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но ______ на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

2. На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушающие зубную эмаль.

3. Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии не разрушали зубную эмаль.

4. В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить зубы.

5. Зубная эмаль — самый прочный материал, который создан организмом человека, и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. поэтому

2. благодаря этому

3. несмотря на это

4. из-за этого

5. зато

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.

1. Смотреть, наблюдая. С. за полётом птиц. С. движения звезд.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).

3. Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой(заботиться о своей внешности или здоровье).

4. Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

шофЁр

нАчав

нарвалА

аэропОрты

экспЕрт

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Архитектор разработал ЭФФЕКТНЫЕ, красочные иллюстративные материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно.

2. За первым цехом находились ЗАВОДСКИЕ склады.

3. Принятый закон призван ОГОРОДИТЬ россиян от сомнительных лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке.

4. Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость.

5. Прежде чем создавать на своём садовом участке ИСКУССТВЕННЫЙ водоём, необходимо оценить возможности территории.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

горячие СУПЫ

РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

ШЕСТИСТАМИ учениками

ПРОМОК под дождём

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж

оз..рило

зап..раются

оф..рмлять

водор..сли

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..жать, ни..падать

по..сказать, о..бор

пр..ручил, пр..небрёг

с..гласие, поз..вчера

пр..успеть, пр..умный

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

милост..вый

питом..ц

проветр..вать

неуживч..вый

выносл..вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста.. шь

отлаж..нный

тревож..шься

подкле..нный

колебл..мый

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Биму пришло в голову: «А (НЕ)ПРОЙДЁТ ли хозяин между домами?»

2. В сухой, (НЕ)ТРОНУТОЙ пахарем степи расхаживают дрофы.

3. (НЕ)ВИДЯ несколько дней сряду градоначальника, граждане взволновались.

4. В пору бездорожья пришлось мне ехать по (НЕ)БОЛЬШОМУ, но разбитому просёлку.

5. Этот человек выбрал (НЕ)ПОДХОДЯЩУЮ ему профессию, поэтому он испытывает большие трудности.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Свои стихи, (В)ОТЛИЧИЕ от многих других поэтов, Мандельштам сочинял интуитивно, ТАК(ЖЕ) как композитор сочиняет музыку.

2. Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других, НА(ПРОТЯЖЕНИИ) всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

3. Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.

4. Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано.

5.«(И)ТАК, Шишкин был и (НА)ВСЕГДА остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса»,— завершил свою лекцию экскурсовод.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Бессистемная заготовка лекарственных растений может привести к уменьшению их запасов в местах сбора.

2. С дороги можно было видеть только выкрашенную тёмной краской крышу да старый тополь.

3. Постоянно меняются как зелёные краски леса так и цвет водной глади в озёрах и реках.

4. Полярники открывали в Арктике и острова и архипелаги и наносили их на карту.

5. Этим летом профессору улыбнулось счастье и после изнурительных раскопок в Крыму он обнаружил останки древнего человека.

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

— (3)Как же так? — удивилась она. — (4)Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

— А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь.

(9)Валерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

— (11)Ты знаешь, — говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, — я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

— (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь.

(17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18)Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке.

(19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться.

(22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)0 кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

— (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)Заплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (ЗЗ)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (З6)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

— (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)Знаешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

(51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский писатель и поэт, общественный деятель.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.

2. Валерия — знакомая героя-рассказчика — любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.

3. Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.

4. Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.

5. Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3-4 представлено рассуждение.

2. Предложение 9 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 8.

3. Предложения 18, 20 содержат описание состояния человека.

4. В предложениях 25, 26 содержится рассуждение.

5. В предложениях 59-62 представлено повествование.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Желая показать родные места своей знакомой Валерии, персонаж-рассказчик хочет понять, как она их воспримет. Его волнение выражено в том числе и в такой форме речи, как (А) ______ (предложения 11—17, 25—27). Смятение в душе героя помогает выразить троп — (Б) ______ (“Так померкли, погасли... мои кувшиночьи хороводы” в предложении 28). Однако отчаяние героя сменяется радостью, когда он слышит слова Валерии. То, как она воспринимает природу родных для рассказчика мест, помогают передать приёмы: (В) ______ (предложения 57-58), (Г) ______ (“такая вот ночь, такая тишина” в предложении 53)».

Список терминов:

1. вопросно-ответная форма изложения

2. метафора

3. цитирование

4. лексический повтор

5. парцелляция

6. диалог

7. восклицательное предложение

8. ряды однородных членов предложения

9. сравнение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема восприятия природы. (Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление?)1. Люди по-разному видят окружающий мир, у них своё представление о самых красивых местах в мире. При этом важно уметь увидеть индивидуальную красоту любого природного ландшафта.
2. Проблема любви к Родине. (В чём проявляется любовь человека к Отечеству?)2. Любовь к Родине проявляется прежде всего в любви к своим родным местам, в стремлении ими любоваться.
3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)3. Взаимопонимание между людьми возможно, оно строится на чутком отношении к другому человеку, на любви к нему, желании посмотреть на мир его глазами.
Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

neznaika.info

Вариант 15

Скачать .pdf Главная → ЕГЭ → Русский язык

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но ______ на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

2. На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушающие зубную эмаль.

3. Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии не разрушали зубную эмаль.

4. В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить зубы.

5. Зубная эмаль — самый прочный материал, который создан организмом человека, и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. поэтому

2. благодаря этому

3. несмотря на это

4. из-за этого

5. зато

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.

1. Смотреть, наблюдая. С. за полётом птиц. С. движения звезд.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).

3. Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой(заботиться о своей внешности или здоровье).

4. Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

шофЁр

нАчав

нарвалА

аэропОрты

экспЕрт

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Архитектор разработал ЭФФЕКТНЫЕ, красочные иллюстративные материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно.

2. За первым цехом находились ЗАВОДСКИЕ склады.

3. Принятый закон призван ОГОРОДИТЬ россиян от сомнительных лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке.

4. Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость.

5. Прежде чем создавать на своём садовом участке ИСКУССТВЕННЫЙ водоём, необходимо оценить возможности территории.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

горячие СУПЫ

РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

ШЕСТИСТАМИ учениками

ПРОМОК под дождём

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж

оз..рило

зап..раются

оф..рмлять

водор..сли

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..жать, ни..падать

по..сказать, о..бор

пр..ручил, пр..небрёг

с..гласие, поз..вчера

пр..успеть, пр..умный

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

милост..вый

питом..ц

проветр..вать

неуживч..вый

выносл..вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста.. шь

отлаж..нный

тревож..шься

подкле..нный

колебл..мый

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Биму пришло в голову: «А (НЕ)ПРОЙДЁТ ли хозяин между домами?»

2. В сухой, (НЕ)ТРОНУТОЙ пахарем степи расхаживают дрофы.

3. (НЕ)ВИДЯ несколько дней сряду градоначальника, граждане взволновались.

4. В пору бездорожья пришлось мне ехать по (НЕ)БОЛЬШОМУ, но разбитому просёлку.

5. Этот человек выбрал (НЕ)ПОДХОДЯЩУЮ ему профессию, поэтому он испытывает большие трудности.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Свои стихи, (В)ОТЛИЧИЕ от многих других поэтов, Мандельштам сочинял интуитивно, ТАК(ЖЕ) как композитор сочиняет музыку.

2. Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других, НА(ПРОТЯЖЕНИИ) всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

3. Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.

4. Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано.

5.«(И)ТАК, Шишкин был и (НА)ВСЕГДА остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса»,— завершил свою лекцию экскурсовод.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Бессистемная заготовка лекарственных растений может привести к уменьшению их запасов в местах сбора.

2. С дороги можно было видеть только выкрашенную тёмной краской крышу да старый тополь.

3. Постоянно меняются как зелёные краски леса так и цвет водной глади в озёрах и реках.

4. Полярники открывали в Арктике и острова и архипелаги и наносили их на карту.

5. Этим летом профессору улыбнулось счастье и после изнурительных раскопок в Крыму он обнаружил останки древнего человека.

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

— (3)Как же так? — удивилась она. — (4)Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

— А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь.

(9)Валерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

— (11)Ты знаешь, — говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, — я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

— (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь.

(17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18)Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке.

(19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться.

(22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)0 кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

— (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)Заплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (ЗЗ)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (З6)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

— (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)Знаешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

(51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский писатель и поэт, общественный деятель.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.

2. Валерия — знакомая героя-рассказчика — любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.

3. Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.

4. Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.

5. Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3-4 представлено рассуждение.

2. Предложение 9 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 8.

3. Предложения 18, 20 содержат описание состояния человека.

4. В предложениях 25, 26 содержится рассуждение.

5. В предложениях 59-62 представлено повествование.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Желая показать родные места своей знакомой Валерии, персонаж-рассказчик хочет понять, как она их воспримет. Его волнение выражено в том числе и в такой форме речи, как (А) ______ (предложения 11—17, 25—27). Смятение в душе героя помогает выразить троп — (Б) ______ (“Так померкли, погасли... мои кувшиночьи хороводы” в предложении 28). Однако отчаяние героя сменяется радостью, когда он слышит слова Валерии. То, как она воспринимает природу родных для рассказчика мест, помогают передать приёмы: (В) ______ (предложения 57-58), (Г) ______ (“такая вот ночь, такая тишина” в предложении 53)».

Список терминов:

1. вопросно-ответная форма изложения

2. метафора

3. цитирование

4. лексический повтор

5. парцелляция

6. диалог

7. восклицательное предложение

8. ряды однородных членов предложения

9. сравнение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема восприятия природы. (Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление?)1. Люди по-разному видят окружающий мир, у них своё представление о самых красивых местах в мире. При этом важно уметь увидеть индивидуальную красоту любого природного ландшафта.
2. Проблема любви к Родине. (В чём проявляется любовь человека к Отечеству?)2. Любовь к Родине проявляется прежде всего в любви к своим родным местам, в стремлении ими любоваться.
3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)3. Взаимопонимание между людьми возможно, оно строится на чутком отношении к другому человеку, на любви к нему, желании посмотреть на мир его глазами.
Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

neznaika.info

Сборник идеальных эссе по обществознанию

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

2. На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушающие зубную эмаль.

3. Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии не разрушали зубную эмаль.

4. В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить зубы.

5. Зубная эмаль — самый прочный материал, который создан организмом человека, и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.

(1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но ______ на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

neznaika.info

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.

1. Смотреть, наблюдая. С. за полётом птиц. С. движения звезд.

2. Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).

3. Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой(заботиться о своей внешности или здоровье).

4. Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.

(1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но ______ на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

neznaika.info

Эмаль на поверхности зуба самый | Стоматологический портал

Главная » Зубы

Помогите пожалуйста!! (1)Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но,не смотря на это,на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта. Вопросы: 1.Выберите из перечня два верный утверждения. 1.Текст написан в художественном стиле. 2.Предложения 3 содержит вывод. 3.Предложения 1 и 2 связаны с помощью союза и форм слова. 4.Слово «живущие»употреблено в переносном значении.

5.»зубная эмаль»-эпитет в предложении 2.

.

2.Укажите неверное утверждение. 1.Предложение 1 осложнено причастным оборотом. 2.Вторая часть предложения 2 осложнена деепричастным оборотом. 3.Предложение 3 простое.

4.»эмаль-материал»-грамматическая основа 1 предложения.

3.Выпишите из текста страдательное причастие прошедшего времени. 4.Определите способ образование слова ПОВРЕЖДЕНИЕ. 1.Приставочный 2.Суффиксальный 3.приставочно-суффиксальный

4.бессуффиксный

4.Замените слово ПОЯВЛЯТЬСЯ из предложения 2 синонимом.

.

(1) Эмаль на поверхности зуба — самый прочный материал, который создан организмом человека. (2) Но на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3) Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.

Читайте также:  Болит ухо при прорезывании зубов у ребенка

4. Во всех приведённых ниже предложениях допущены грамматические ошибки. Найдите то предложение, в котором присутствует ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

5. Какая грамматическая ошибка допущена в предложении?

Те, кто побывал в Антарктиде, может видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.

Зубная эмаль: беречь и заботиться!.

Знали ли вы, что эмаль зубов является самой твердой тканью нашего организма? Это действительно так, однако воздействие внешней среды и болезнетворных бактерий вызывает ее разрушение, поэтому без должного ухода проблем не избежать. О том, какими свойствами обладает зубная эмаль, как защитить ее от болезней и исправить патологии, читайте в статье Startsmile.

Содержание статьи

Структура зубной эмали

Зубная эмаль является главным защитником зубов и полностью покрывает их коронковую часть. Толщина ткани в среднем составляет около двух миллиметров: в жевательной зоне слой немного тоньше, а по бокам зубов, наоборот, толще. Цвет зубной эмали зависит от ее плотности и качества дентина, а также от некоторых индивидуальных особенностей организма, однако данный тип ткани по сути прозрачен.

В состав зубной эмали входят, по большей части, неорганические вещества (более 95%). Процент содержания воды очень мал (примерно 3%): отчасти именно поэтому достигается такая высокая прочность. Под неорганическими материалами в первую очередь подразумеваются кристаллы гидроксиапатита (минерал, в котором содержатся фтор, магний, углерод и прочие элементы). Наличием кристаллов гидроксиапатита объясняется и тот факт, что эмаль уязвима к воздействию кислотной среды, т.е. противопоказано употребление продуктов, повышающих кислотность слюны. Особенно это касается ионов кальция, от которых во многом зависит целостность и плотность эмали.

Читайте также:  Собака носит игрушку в зубах и скулит

Что делать, если повреждена зубная эмаль?

Повреждение зубной эмали – одно из самых частых явлений в стоматологии, поскольку именно она принимает на себя первый удар. Прежде чем описывать виды поражений, нужно определить их природу. Все проблемы с зубной эмалью условно можно разделить на два вида: патологии до прорезывания зубов и поражения эмали после него. Давайте рассмотрим оба пункта более подробно.

Виды поражений зубной эмали до прорезывания зубов

Целый ряд нарушений, который характеризуется целым рядом признаков: серые пятна, истончение эмали или отсутствием фрагментов эмалевого слоя. В подавляющем числе случаев дисплазия связана с генетическими аномалиями, нарушением обмена веществ и заболеваниями костей. При прорезывании зубы могут быть неправильной формы (треугольной, грушевидной и т.д.).

Для лечения эрозии зубной эмали назначается прием поливитаминов, фторида натрия, электрофорез. При обширных поражениях для восстановления эстетики применяется художественная реставрация и протезирование. Во избежание осложнений дисплазия эмали зубов у детей требует незамедлительного лечения.

Гипоплазия

При гипоплазии наблюдается атрофия тканей зуба или полное его отсутствие еще на внутриутробном уровне. Обычно заболевание связано с нарушением минерального баланса. Гипоплазия выражается изменением цвета (на серый или бурый), появлением пятен, истончением эмали и даже полным ее отсутствием (аплазия).

При лечении истончения эмали назначается прием препаратов для восстановления минерального баланса (раствор глюконата кальция и др.), а также комплекс витаминов. При эстетических нарушениях может проводиться отбеливание, а в тяжелых случаях зуб закрывается коронкой или виниром.

Гиперплазия

Излишки зубной ткани, появление которых также вызвано нарушением минерального баланса (как правило, при гормональных сбоях у родителей или заболеваниях крови). На поверхности зуба образуются так называемые эмалевые капли — островки бурого или рыжеватого цвета. При более сложных аномалиях гипертрофированные участки могут быть заполнены дентином или пульпой.

Читайте также:  Откололся зуб как восстановить

Лечение гиперплазии включает полировку зубов бормашиной, аппликации и полоскания растворами фтора и кальция в совокупности с приемом препаратов, нормализующих минеральный состав и устраняющих первопричину отклонения.

При флюорозе зубов на поверхности эмали образуются пятна, борозды, ямки или полосы. Заболевание вызвано переизбытком фтора в организме и часто встречается у детей.

Показаны реминерализация эмали, шлифовка зубов, нормализация количества фтора в организме. В сложных случаях – ортопедическое лечение и художественная реставрация.

Изменение структуры и нарушение целостности эмали могут быть вызваны целым рядом генетических аномалий и наследственных заболеваний. Именно поэтому важно установить первопричину, чтобы было назначено наиболее качественное лечение, если зубная эмаль повреждена или атрофирована.

Повреждения эмали после формирования зубов

В этом разделе подробно описаны причины болезней и разрушения зубной эмали, которые не вызваны генетическими факторами и врожденными заболеваниями на этапе формирования зубных зачатков.

Читайте также:

  • Где удаляют зубы бесплатно
  • Дырка между зубами как лечить
  • Удалить кисту зуба сколько стоит
  • Как выглядит десна после имплантации зуба
  • Чувствительность зубов после лечения кариеса

stomatology-portal.ru

ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 5)

ВАРИАНТ 5 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Эмаль на поверхности зуба – самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

2) На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушающие зубную эмаль.

3) Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии не разрушали зубную эмаль.

4) В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить зубы.

5) Зубная эмаль – самый прочный материал, который создан организмом человека, и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.

Ответ:_______________________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

поэтому благодаря этому, ,несмотря на это, из-за этого зато

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.

1) Смотреть, наблюдая. С. за полетом птиц. С. движения звезд.

2) Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).

3) Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой (заботиться о своей внешности или здоровье).

4) Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

шофЁр аэропорты нАчав экспЕрт нарвалА

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Архитектор разработал ЭФФЕКТНЫЕ, красочные иллюстративные материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно.

За первым цехом находились ЗАВОДСКИЕ склады.

Принятый закон призван ОГОРОДИТЬ россиян от сомнительных лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке.

Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость.

Прежде чем создавать на своём садовом участке ИСКУССТВЕННЫЙ водоём, необходимо оценить возможности территории.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол ШЕСТИСТАМИ учениками горячие СУПЫ

ПРОМОК под дождём РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Лингвистика не теряет не только своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками.

Б) В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.

В) Часть слушателей подготовительных курсов посещает кинолекторий, заинтересованных в получении знаний.

Г) Нарушая правила поведения, друзьям будет стыдно за тебя.

Д) Все, кто изучал творчество М.Ю. Лермонтова, знает много его стихотворений.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

б..гаж оф..рмлять оз..рило водор..сли зап..раются

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..жать, ни..падать по..сказать, о..бор пр..ручил, пр..небрёг

с..гласие, поз..вчера пр..успеть, пр..умный

Ответ:_______________________________________

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

милост..вый питом..ц проветр..вать неуживч..вый выносл..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

растян..шь отлаж..нный тревож..шься подкле..нный колебл..мый

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Биму пришло в голову: «А (НЕ)ПРОЙДЁТ ли хозяин между домами?»

В сухой, (НЕ)ТРОНУТОЙ пахарем степи расхаживают дрофы.

(НЕ)ВИДЯ несколько дней сряду градоначальника, граждане взволновались.

В пору бездорожья пришлось мне ехать по (НЕ)БОЛЬШОМУ, но разбитому просёлку.

Этот человек выбрал (НЕ)ПОДХОДЯЩУЮ ему профессию, поэтому он испытывает большие трудности.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Свои стихи, (В)ОТЛИЧИЕ от многих других поэтов, Мандельштам сочинял интуитивно, ТАК(ЖЕ) как композитор сочиняет музыку.

Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других, НА(ПРОТЯЖЕНИИ) всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.

Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано.

«(И)ТАК, Шишкин был и (НА)ВСЕГДА остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса», – завершил свою лекцию экскурсовод.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дом стоял несколько в стороне от леса: стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, деревя(2)ые рамы окон покраше(3)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(4)ое резьбой, ещё пахло смолой.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Бессистемная заготовка лекарственных растений может привести к уменьшению их запасов в местах сбора.

2) С дороги можно было видеть только выкрашенную тёмной краской крышу да старый тополь.

3) Постоянно меняются как зелёные краски леса так и цвет водной глади в озёрах и реках.

4) Полярники открывали в Арктике и острова и архипелаги и наносили их на карту.

5) Этим летом профессору улыбнулось счастье и после изнурительных раскопок в Крыму он обнаружил останки древнего человека.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Восприняв от этрусков и греков (1) рационально организованную (2) планировку города (3) римляне усовершенствовали её (4) воплотив в городах большего масштаба.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало теснее, дом стал (1) как будто (2) меньше.

Хозяин (3) по-видимому (4) ждал гостей: были открыты двери и окна во всех комнатах.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тем временем командир вызвал Каштанова (1) взвод (2) которого (3) отправлялся завтра на рубку леса (4) чтобы заготовить топливо.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (4) нет ли весточки из дома.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

– (3)Как же так? – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

– А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Ва-лерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

– (11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

– (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

– (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

– (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

– (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексевич Солоухин (1924-1997 гг.) – русский советский писатель и поэт, общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.

2) Валерия – знакомая героя-рассказчика – любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.

3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.

4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.

5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-4 представлено рассуждение.

2) Предложение 9 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 8.

3) Предложения 18, 20 содержат описание состояния человека.

4) В предложениях 25-26 содержится рассуждение.

5) В предложениях 59-62 представлено повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 11-17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 23-27 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Желая показать родные места своей знакомой Валерии, персонаж - рассказчик хочет понять, как она их воспримет. Его волнение выражено в том числе и в такой форме речи, как (А)__________ (предложения 11-17, 25-27, 38-46). Смятение в душе героя помогает выразить троп – (Б)__________ («Так померкли, погасли мои кувшиночьи хороводы» в предложении 28). Однако отчаяние героя сменяется радостью, когда он слышит слова Валерии. То, как она воспринимает природу родных для рассказчика мест, помогают передать приёмы: (В) __________ (предложения 57-58), (Г)__________ («такая вот ночь, такая тишина» в предложении 53)».

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) метафора

3) цитирование

4) лексический повтор

5) парцелляция

6) диалог

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов предложения

9) сравнение

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 5 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

№ задания

ответ

1

13 31

2

Несмотрянаэто

3

3

4

начав

5

оградить

6

шестьстами

7

43652

8

оформлять

9

преуспетьпреумный преумныйпреуспеть

10

питомец

11

тревожишься

12

небольшому небольшой

13

итакнавсегда навсегдаитак

14

24< или > 42

15

34 43

16

34 < или > 43

17

34 < или > 43

18

14 < или > 41

19

1234 < или > любая другая последовательность этих цифр

20

245 < или > любая другая последовательность этих цифр

21

123 < или > любая другая последовательность этих цифр

22

тудаобратно < или > обратнотуда

23

24

24

6214

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема восприятия природы. (Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление?)

1. Люди по-разному видят окружающий мир, у них своё представление о самых красивых местах мира. При этом важно уметь увидеть индивидуальную красоту любого природного ландшафта.

2. Проблема любви к Родине. (В чём проявляется любовь человека к Отечеству?)

2. Любовь к Родине проявляется прежде всего в любви к своим родным местам, в стремлении ими любоваться.

3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)

3. Взаимопонимание между людьми возможно, оно строится на чутком отношении к другому человеку, на любви к нему, желании посмотреть на мир его глазами.

doc4web.ru


Смотрите также