Дискалькулия у детей


Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

Дискалькулия у детей

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

  • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
  • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
  • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
  • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
  • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
  • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

  • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
  • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
  • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

www.krasotaimedicina.ru

Дискалькулия – как познакомить ребенка с числами?

Дискалькулия — это нарушение способностей к математическим наукам, наблюдаемое в детском возрасте. Ребенок может полностью не понимать специальные символы или испытывать трудности с отдельными арифметическими манипуляциями. Расстройство чаще встречается у младших школьников и в дошкольный период развития. Для устранения симптомов используют программы коррекции, которые подбираются специалистами индивидуально.

Общая информация

Нарушения освоения математических операций и абстрактных понятий встречаются довольно часто — у 5-6% школьников. В большинстве случаев патология не диагностируется, так как воспринимается родителями в виде особенностей характера и склонности к гуманитарным предметам.

В каком возрасте можно говорить о дискалькулии?

Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.

Важно различать понятия акалькулии и дискалькулии. Основные отличия между ними в том, что при дискалькулии у ребенка отмечается частичное нарушение освоения арифметики, в то время как при акалькулии способность к счету полностью отсутствует. Последнее нарушение отмечается при серьезном поражении головного мозга или педагогической запущенности в воспитании.

Причины развития нарушений

В зависимости от этиологического фактора, расстройство делят на три типа: генетическое, органическое или психогенное. Часто, указанные формы сочетаются друг с другом. Эффективное лечение без установления непосредственной причины невозможно. Врачи отмечают следующие особенности видов дискалькулии:

  1. При психогенных нарушениях выявляется отрицательное отношение ребенка к арифметике. Это может быть связано с давлением со стороны родителей в процессе обучения, суровыми наказаниями за неправильные ответы и наличием конфликта между педагогом или родителем и обучающимся.
  2. Генетическая предрасположенность выявляется у школьников, чьи родители также испытывали трудности в освоении математики. Непосредственный ген, ответственный за счет, не найден, однако, специалисты не отрицают генетическую природу расстройства у некоторых пациентов.
  3. Органическое заболевание связано с нарушением строения или функционирования участков головного мозга, обеспечивающих процессы восприятия и анализа информации. Подобные изменения могут возникнуть на фоне родовых травм, негативного воздействия на плод во время беременности (инфекции и вредные привычки у матери), черепно-мозговых травм и нейроинфекций. У взрослых пациентов отмечается органический тип дискалькулии.

При любом типе расстройства в области теменной коры больших полушарий наблюдается дисфункция нейронов. В первую очередь нарушения затрагивают внутритеменную борозду, где расположен центр восприятия абстрактных символов и счета. У ребенка с заболеванием отмечается снижение способности к познанию и обработке символической информации. Кроме того, невозможность совершать математические действия может быть связана с повышенной отвлекаемостью, недостаточной скоростью обработки поступающих данных и нарушенным вниманием.

Виды расстройства

Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:

  • графическая – проявляется сложностями в письменном отображении математических символов и цифр, отмечается невозможность точного воспроизведения геометрических фигур;
  • практогностическая – связана с нарушенным пониманием абстрактных математических понятий, дети не могут перевести их в конкретные примеры, что затрудняет решение задач или объяснение выполненных математических действий;
  • лексическая – проявляется нарушенным чтением математических знаков и цифр, сохраняется способность воспринимать информацию и обучаться, слушая учителя или родителей, но отсутствует понимание учебного материала при самостоятельном чтении;
  • вербальная – выявляются нарушения восприятия математических понятий на слух и трудности с их называнием, при этом письменные задания выполняются легко;
  • операционная – проявляется нарушениями устного и письменного решения задач с математическими действиями;
  • идеогностическая – связана с невозможностью вести мысленные размышления и подсчеты без опоры на математические понятия, таким людям необходимо вести письменные записи, зарисовывать задачи или использовать палочки.

Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.

Клинические проявления

Первые признаки нарушения выявляются в дошкольном возрасте, в период формирования первых математических навыков. Чаще всего заболевание диагностируются в начальных классах, когда начинается изучение арифметики. Распространенность у школьников может достигать 5%. В отсутствии профессиональной помощью дискалькулия приводит к нарушениям процесса обучения и выбору в последующем специальностей, не связанных с арифметикой.

В дошкольном периоде дети долго усваивают понятие «цифр» и не могут свободно их перечислять. Отмечается неспособность сравнения двух предметов по размеру, количеству деталей, а также письменного отображения абстрактных величин. При некоторых вариантах дискалькулии человек не может распознавать математические символы, например, считает, что написанная цифра «5» и слово «пять» — это два разных понятия.

При преобладании клинической картины дисграфии дошкольник не может правильно записывать или переписывать цифры. Особенно ярко это заметно при работе с похожими символами: 3, 8, 6 и 9. Дети пишут их вверх ногами или изображают зеркально перевернутыми. Вербальный вариант расстройства проявляется в неспособности правильно отображать математические символы, при написании их под диктовку.

Симптоматика дискалькулии усиливается в период обучения в начальных классах школы. Школьники должны обучиться основным математическим операциям, держать в голове алгоритмы решения задач, а также воспроизводить и использовать на практике сложные абстрактные конструкции, например, таблицу умножения. При общении с ребенком отмечается его неспособность переводить условия задачи и логические конструкции в математические записи. Характерно использование наглядных предметов (пальцы, карандаши и пр.) для проведения подсчетов. Если у человека нарушено восприятия арифметических конструкций, он не может освоить умножение столбиком и деление уголком, требующие точного расположения цифр.

В отсутствии коррекции при дальнейшем обучении наблюдаются трудности в усвоении геометрии, алгебры и других точных наук, где требуется использовать абстрактные математические символы. На фоне указанных трудностей с обучением и восприятием математической информации, дети не могут ориентироваться по картам, проводить расчеты, связанные с датами и конкретным временем.

Диагностические мероприятия

При выявлении симптомов предполагаемого нарушения, необходимо обратиться к школьному психологу или логопеду. Если клинические проявления выражены сильно, то вопросами диагностики и лечения занимается врач-психиатр. В редких случаях, выявление болезни происходит у подростков.

Заболевание диагностируют по алгоритму, позволяющему подтвердить нарушения калькуляции и других когнитивных навыков. Обследование состоит из:

  1. Сбора имеющихся жалоб и анамнеза заболевания. Важно установить характер течения беременности и родов, условия воспитания, а также наличие признаков аналогичных симптомов у родителей ребенка.
  2. Осмотра, в ходе которого врач изучает неврологические функции и психическую сферу. При выявлении изменений, следует проводить дифференциальную диагностику с органическими поражениями головного мозга.
  3. Оценки навыков и умения в области математики. Школьников просят посчитать до десяти и обратно, сравнить предметы по размеру и количеству, правильно назвать геометрические фигуры, решить простые примеры. Дополнительно оценивают способность ориентироваться в пространстве, в том числе по карте, выполнять сложные действия по инструкциям в несколько этапов. При диагностике дискалькулии у детей дошкольного и раннего школьного возраста их просят выполнить простые задания: расположить числа по их увеличению или уменьшению, сравнить их. Важно помнить, что подбирать задания следует в соответствии с возрастными нормами.
  4. Тестов на дискалькулию, состоящих из заданий на перекодирование информации. От подростка требуется перевести словесные конструкции в математические символы. Для этого ему предлагают различные формулы, дроби и др.
  5. Электроэнцефалографии (ЭЭГ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) – проводят при подозрении на органическое поражение головного мозга.

Дифференциальную диагностику дискалькулии необходимо проводить с рядом патологических состояний, таких как педагогическая запущенность, задержкой психического развития и олигофренией. У детей с заболеванием снижается только способность к арифметическим расчетам, а все остальные сферы (интеллект, память и пр.) сохраняются в пределах возрастной нормы.

Подходы к лечению

Коррекция основывается на выполнение специальных упражнений. Их подбирают в зависимости от формы заболевания. Помимо этого, неврологи и психиатры могут назначить прием лекарственных средств — ноотропов или антиоксидантов.

Коррекция вербальной дискалькулии

При нарушении запоминания и использования математической терминологии, показано выполнение следующих упражнений и формирование следующих умений:

  1. Счет предметов и обозначение полученного результата вслух. Коррекционные задания направлены на запоминание слов, отражающих количество объектов и арифметические действия, а также их правильное использование в разговорной речи. Упражнения не требуют сложного оборудования, достаточно разложить какие-либо предметы и попросить ребенка подсчитать их. Количество объектов и число их вариантов постепенно увеличивают.
  2. Подсчет числа объектов и правильное произношение их названия. Упражнение направлено на понимание отдельных слов и математических понятий. Это легко выполнять дома. Дошкольников просят показать 1 или несколько пальцев, или подать определенное число предметов.
  3. Использование математической терминологии. Для изучения геометрических понятий хорошо подходят предметы обихода. Детей просят подобрать объекты, имеющие круглую или квадратную форму и т. д.
  4. Ориентация в собственном теле и окружающем пространстве. Для этого выполняются задания на развитие пространственного восприятия и памяти. Специалисты по психическому развитию считают, что уже в возрасте года, дети должны правильно показывать части тела и знать такие понятия, как «спереди», «сзади», «сверху» и «снизу».

Кроме этого применяются следующие меры:

  • для улучшения понимания математических конструкций и цифр можно учить небольшие стихотворения, включающие их;
  • для развития грамматики и словарного запаса счет изучают с помощью доступных предметов — яблок, палочек и пр.;
  • задания, направленные на развитие сенсорного восприятия, проводятся при любых вариантах дискалькулии (детей учат различать цвета, форму предметов и их размеры, для этого подходят кубики и другие предметы).

Логопеды и психологи при беседе с родителями могут порекомендовать различные дополнительные упражнения.

Коррекция практогностического типа расстройства

При практогностической дискалькулии наблюдается нарушение восприятия предметов, а также связанных с ним действий. В рамках корректирующих мер рекомендуется:

  1. Формировать представления об объектах и их символическом изображении. Ребенка знакомят с абстрактными понятиями, например, со словом «кислый» и просят его подобрать подходящий предмет. Правильным ответом может быть «щавель», «лимон» и др.
  2. Обучать последовательному и обратному счету. Задание можно выполнять в процессе игры или при прогулках. Считать можно игрушки, деревья, птиц и другие объекты.
  3. Обучать правильным словесным обозначениям и последовательности счета предметов. Для этого детей просят сказать, какое число идет после конкретной цифры или перед ней. Простым упражнением является просьба показать определенное количество объектов, например, три пальца и др.
  4. Скорректировать зрительно-пространственное восприятие. Для этой цели используют предметы различной формы, цвета и величины. Это могут быть пуговицы, посуда и др. В детских магазинах имеются специальные игрушки, которые требуют расположить предметы в зависимости от их формы или цвета.
  5. Эмоционально заучивать стихотворения, в процессе рассказа которых следует активно жестикулировать и изображать объекты и действия из произведения.
  6. Работа над увеличением словарного запаса. Ограниченный лексикон может быть причиной того, что ребенок не может правильно назвать предложенный предмет и связать его с другими объектами.

Хорошей эффективностью при комплексном подходе обладают задания на улучшение мелкой моторики: сбор мозаики, вырезание фигур из бумаги и раскладывание небольших объектов.

Устранение дислексических нарушений

Дислексия — нарушение процесса чтения, что приводит к непониманию прочитанного материала и заданий. Для ее устранения используются специальные упражнения. Родителям необходимо сформировать у ребенка правильные зрительные образы в отношении геометрических фигур и арифметических знаков. С этой целью ему показывают соответствующие изображения и называют их. После чего вновь демонстрируют карточки со знаками и просят его вспомнить название.

Многие абстрактные символы легче воспринимаются при тактильном и других типах восприятия. Родители подготавливают фигуры, обозначающие арифметические символы, знаки и предметы различной формы. Таким способом можно легко объяснить, что такое цилиндр, пирамида, после чего закрепить полученный материал с помощью поиска аналогичных объектов в комнате или на улице.

Для улучшения зрительного восприятия цифр и знаков можно сделать их из подручных материалов — пенопласта, картона или пластилина. При тактильном контакте дети лучше понимают математические символы и могут усвоить их пространственные пропорции. Это помогает различать их во время чтения. С этой же целью выполняют задания для улучшения зрительной и слуховой памяти. Они основываются на выборе предметов по принципу общих свойств или различий.

Важным этапом в устранении дислексических нарушений является понимание ребенком математической терминологии. Для этого используются скороговорки, стихотворения и рисунки.

Устранение дисграфической дислексии

Данный тип расстройства характеризуется невозможностью записывать арифметические символы. Для коррекции нарушения рекомендуется выполнять ряд простых упражнений:

  1. Задания на улучшение мелкой моторики. Для этого может подходить сбор мозаики, лепка из пластилина, создание поделок из бумаги и др.
  2. Задания на ориентировку в пространстве. Ребенка просят найти в комнате определенный предмет, для понимания работы с плоскостью, что часто встречается на уроках арифметики и геометрии, рисуют узоры с заданной формой и размером.
  3. Упражнение на узнавание математических символов и цифр.
  4. Улучшение зрительной и слуховой памяти за счет повторения отрывков стихов, поиска увиденных ранее предметов и др.

Помимо указанных упражнений важно формирование положительных ассоциаций с процессом обучения. Для этого ребенка следует хвалить и поощрять в процессе чтения, решения задач и др. Занятия проводят у логопеда или психолога и попутно дома.

Возможные осложнения

Арифметические расчеты лежат в основе повседневной жизни. Особенно важно это умение в период дошкольной подготовки и обучения в школе и средних специальных учреждениях. В основе дискалькулии лежат нарушения, которые приводят к нарастающей низкой успеваемости в точных науках. Помимо неудовлетворительных оценок это приводит к уменьшению стремления к познанию и прогулу занятий.

Основное осложнение заболевания — отказ от освоения профессий и трудоустройства. Многие дети вынуждены идти в ВУЗы по гуманитарным специальностям, несмотря на тягу к программированию и другим прикладным наукам.

Возможности профилактики и прогноз

Профилактика заболевания основывается на классификации дискалькулии, так как каждый тип расстройств требует своего подхода.

Предупреждение развития нарушения графического типа требует проведения упражнений, улучшающих восприятие зрительных образов, мелкую моторику и тренировать различные виды памяти. Важно помнить, что при дискалькулии присутствуют некоторые особенности зрительного гнозиса. Их профилактика основывается на использовании различного наглядного материала.

Практогностическое расстройство можно предупредить при своевременном обучении дошкольника основным арифметическим навыкам. При этом следует проговаривать ход вычислений, озвучивать результат и следить за формированием правильного восприятия математических действий. Кроме того, родителям следует работать над развитием пространственного восприятия и координацией в пространстве.

Для предупреждения дислексии выполняют упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия. Детям рассказывают о форме, цвете, учат воспринимать и узнавать различные математические символы. Важно обучать ребенка сопоставлять их с правильным названием и предназначением во время арифметических расчетов.

Вербальная дискалькулия развивается на фоне отсутствия занятия с дошкольником по пониманию математических операций и их сути. Следует выполнять упражнения на правильное называние действий, понимать различия между цветами, формой и размером объектов. При этом ребенок должен проговаривать эти отличия вслух.

Профилактика операционального расстройства требует своевременного обучения арифметическим действиям. Ребенка следует вовлекать в эту деятельность, а не заставлять решать примеры без каких-либо пояснений.

Помимо специфической профилактики, необходимо соблюдать и общие рекомендации: организовать правильный режим сна и отдыха, рациональное питание, регулярные физические нагрузки и пр. При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с психологом или педагогом. Они помогут установить характер расстройства и при необходимости направят родителей на консультацию со специалистами.

Прогноз

Своевременное выявление болезни и соблюдение всех принципов коррекции дискалькулии позволяет полноценно освоить счет и другие арифметические навыки. Если же родители длительное время не обращаются за помощью и игнорируют низкие способности детей в математики, то необходимые умения не формируются, что в итоге снижает качество жизни.

Можно ли вылечить дискалькулию?

Специалисты отмечают, что расстройство легко поддается коррекции при комплексном подходе.

ponervam.ru

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма» и т.п.

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека. Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.
Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением. На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

ourkids.ru

Дискалькулия - Что Это За Болезнь?

Что за болезнь - Дискалькулия? Каковы причины ее возникновения? Признаки и симптомы дискалькулии. Способы лечения и методы профилактики дискалькулии.

Дискалькулия - это нарушение, при котором у человека отмечается неспособность к счету и решению каких-либо задач, требующих выполнения арифметических действий. Данное явление чаще всего свойственно детям, но и у взрослых возможно диагностирование такого заболевания, как дискалькулия.Нередко таких больных начинают считать умственно отсталыми или слишком ленивыми. В результате этого они оказываются в классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Чтобы ребенок мог нормально развиваться, такое состояние надо диагностировать и лечить своевременно.

Второе название дискалькулии – специфическое расстройство арифметических навыков. Под ним это явление занесено в МКБ 10 с номером F81.2. В большинстве случаев нарушение является не симптомом какого-либо психического отклонения, а самостоятельной проблемой.

В основе болезни лежит полное отсутствие возможности оценивать количество предметов без специального подсчета (на глаз). За данную функцию в организме отвечает внутритеменная борозда. У лиц, которые страдают от нарушения, данная зона мозга меньшего размера. Нередко у них также присутствует и дислексия.

Дискалькулия - Что Это За Болезнь?

У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.Генрих Гейне

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.

Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.

Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.

Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий.

Дискалькулия - проблема счета, сравнения чисел

При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:
  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.
Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе.

В зависимости от возраста больного проявления патологии различаются. На это следует обращать внимание при диагностике нарушения у человека.

Общая симптоматика нарушений в большей или меньшей степени появляется у больных в любом возрасте. Это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, но при правильной терапии, которая проведена еще в детстве, оно выражено незначительно.

Общая симптоматика нарушение такая:

  • сложности в вычислениях;
  • сложности при определении числа предметов на глаз (их требуется считать поштучно);
  • затруднения при счете и планировании времени;
  • некоторые нарушения координации;
  • затруднения при восприятии характеристик больше и меньше;
  • в большей или меньшей степени непонимание математических действий;
  • некоторые сложности при написании цифр и их названии вслух;
  • непонимание процесса, как можно решать задачи при отсутствии наглядных примеров.
Специфические проявления нарушения, свойственные определенным группам по возрасту, также имеются.

Нарушение у детей начинает проявляться с возраста 4-5 лет, когда начинается первое освоение арифметических действий и цифр. В зависимости от формы заболевания и его степени невозможным оказывается обучение арифметике полностью или только ее частям.Во время уроков такой ребенок не воспринимает информацию, которая связана с арифметикой, и не понимает, как можно проводить какие-либо операции с числами.Наиболее яркими симптомы нарушения становятся у младших школьников, когда нагрузка на больного возрастает и ему требуется усваивать большие объемы информации, в том числе математической. При отсутствии терапии состояние сохраняется и при дальнейшем обучении в средней и старшей школе. Для нормальной взрослой жизни ребенку следует строить будущее с выбором профессии, которая не будет связана с математикой.Еще в дошкольном возрасте заподозрить наличие дефекта можно, если ребенок позже сверстников стал понимать, что такое цифры. Также у него отсутствует способность измерять предметы и сравнивать их размеры (выбрать большее и меньшее больной не может). Может наблюдаться спутанность в понимании сторон правой и левой.

Если у взрослых состояние дискалькулия развивает неожиданно, то это является поводом для срочного обращения за медицинской помощью, так как, вероятнее всего, это один из симптомов угрожающего жизни состояния, которое начало развиваться и привело к поражению головного мозга.Вызвать такое явление могут инсульты, травмы головы, опухолевые образования и кисты. Во всех этих случаях при своевременном начале лечения вероятность благоприятного исхода для больного высокая.Если же заболевание присутствовало в детстве, во взрослой жизни оно сохраняется, но в значительно меньшей степени при условии, что проводилось лечение. При этом у человека могут возникать сложности при определении расстояний, планировании времени и вычислении значительных сумм.

Для обеспечения комфортной жизни такого больного родители должны определить для него еще в детском возрасте то, как он будет обращаться с деньгами, чтобы он мог выполнять простые операции, и подобрать ему специальность, которая исключает математику.

Вся жизнь — это решение задач и подарки за их решения.Айшек Норам

В зависимости от того что вызвало неприятное явление, выбирается и наиболее эффективный метод коррекции состояния.

Главный фактор, вызывающий заболевание, – это неразвитость внутритеменной борозды.

Такое состояние вызывают определенные причины, к которым относятся:

  • недоношенность;
  • кислородное голодание плода в процессе родов;
  • тяжелый токсикоз у матери при беременности;
  • генетические патологии, приводящие к нарушению в строении головного мозга;
  • неправильное питание матери в период вынашивания ребенка;
  • травмы головы у ребенка в раннем возрасте, в том числе и родовые;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • новообразования в мозге;
  • органические поражения мозга.
Также состояние может развиваться на фоне общей задержки развития и при наличии психотравмирующих факторов. Кроме этого, спровоцировать дискалькулию может и тяжелое психоэмоциональное потрясение, которое появилось в период первичного освоения арифметики из-за тяжелого принуждения и наказаний.

Математика - проблема для детей с дискалькулией

Лечением нарушения занимается логопед-психолог. Занятия по коррекции состояния проводятся в группах или индивидуально в поликлинике, или детском саду. Достаточно часто бывают созданы группы для лечения таких детей на базе центров, которые занимаются социализацией детей с умственной отсталостью.Терапия проходит при помощи упражнений, которые в игровой форме учат ребенка правильно считать. Обязательно и развитие речи пациента.

При коррекции применяются различные упражнения, которые помогают научиться визуально воспринимать числа, понимать их звуковые названия и осваивать принцип арифметических действий.

  1. Игра с часами. Ребенок должен перемещать стрелки от цифры к цифре, проговаривая следом за логопедом название каждой из них. Постепенно ребенок сможет связывать внешнее обозначение цифры и ее название.
  2. Определение размеров. Ребенок складывает кучки из кубиков и после должен определить, в какой из них предметов больше. При успешном выполнении задания он получает поощрение.
  3. Игра в магазин. Ребенок играет роль продавца. Игра проводится не только на занятиях, но и дома.
↑Для снижения вероятности появления нарушения требуется вести правильный образ жизни в период беременности и грудного вскармливания. Если у ребёнка появляются сложности при обучении счёту, необходимо срочно показать его специалисту.

Дискалькулия – это заболевание, которое требуется лечить. При этом состоянии часто у ребенка нет отставаний в учебе по предметам, в которых нет необходимости проводить вычисления.У взрослых состояние может развиваться на фоне повреждений мозга. В зависимости от того какие из них имеют место, проводится терапия. Прогноз при своевременном начале лечения обычно благоприятный.

Столкнулись с дискалькулией? Поделитесь своим опытом лечения в комментариях.

Холод Виктория · 11 мар, 2019

Тех. данные: Количество слов: 1385 Время на чтение: 7 мин. Распечатать 🖶 Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 2 020 раз! Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 3 раз!

Оцени и ты:

psymod.ru

| Дискалькулия (трудности с математикой)

Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в проблемах и правильно организовать коррекционную работу.

Нейропсихолог на основании диагностики (тестов и показания приборов) во время консультации, которая в обязательном порядке проходит после, дает родителям рекомендации, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в обучении, развитии или общении и прописывает индивидуальную программу нейропсихологической коррекции с интеграцией разных типов Инновационного обрудования.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Нейропсихологическая диагностика обнаруживает скрытые причины школьной неуспеваемости:

  • вестибулярные и проприоцептивные проблемы
  • проблемы с контролем движений глаз и центральной переработкой зрительной информации
  • проблемы с центральной переработкой звуковой информации

Коррекция дискалькулии проводится нейропсихологами. Терапия проводится при помощи специальноразработанной нейропсихологической программы занятий с интегрированным Инновационным оборудованием.

Комплекс специально разработанных упражнений способствует формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.

vishiradugi.ru

Дискалькулия

Дискалькулия – это специфическое психическое расстройство биологического генеза. Речь идет о неспособности мозга отдельных лиц обучаться арифметическим основам и математическим наукам в целом. Нередко можно встретить другое наименование недуга – «математическая дислексия».

Онлайн консультация по заболеванию «Дискалькулия».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Психолог, Психотерапевт.

Патология никак не связана и никоим образом не зависит от интеллектуального развития малыша либо методики преподавания. Суть недуга состоит в неспособности интерпретировать цифровые обозначения и сложности при самых элементарных вычислениях. Дискалькулия у детей связана со спутыванием цифр, знаков, отсутствием абстрактного воображения и понимания. Профилактика дискалькулии должна проводиться в раннем возрасте, как только было замечено, что ребенок плохо считает. У взрослых диагностируется крайне редко.

Причины дискалькулии – дисфункциональные изменения в нейронных соединениях, которые отвечают за обработку цифровой информации.

Среди других возможных этиологических факторов выделяют:

  • Математическую фобию. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появилась неуверенность в себе и страх перед математическими примерами.
  • Слабую обработку зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не могут запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Нарушение такого типа встречается одинаково часто у представителей разных полов.

В медицине рассматривается несколько классификаций дискалькулии, и использование любой из них является верным.

Так, по происхождению выделяют две формы такого нарушения:

  • врожденная;
  • приобретенная.

По характеру возникновения выделяют тоже только два вида дискалькулии:

По клинико-морфологическим признакам рассматривают семь подвидов такого нарушения:

  • Графическая – ребенок не может правильно отобразить изображение математического знака, геометрической фигуры, неправильно записывает услышанное число.
  • Вербальная – ребенок не может правильно назвать число, обозначить математический символ. Также может испытывать проблемы с обозначением количества предметов.
  • Лексическая дискалькулия – в данном случае у ребенка отсутствует понимание сути математических задач, поэтому он просто не может верно выполнить определенное математическое действие, решить задачу и так далее.
  • Операциональная дискалькулия – форма очень схожа с лексической, так как малыш не может выполнить даже самую простую задачу.
  • Практогностическая – отсутствует способность к абстрактному подсчету предметов, распределению их по характеристикам.
  • Арифмерия – отсутствие способности к вычислениям.

Отдельно рассматривают такую форму патологического процесса, как псевдодискалькулия. В этом случае нарушение будет обусловлено внешними этиологическими факторами – неправильно построенный процесс обучения, общая неуспеваемость в школе, отсутствие у ребенка желания учиться совсем или же только относительно математических наук.

Дискалькулия имеет типичную клиническую картину, которую трудно спутать с другими недугами подобного плана.

Проявляется патология:

  • отсутствием понимания структуры числового элемента;
  • серьезными проблемами и затруднением в выполнении операций со сложными числами;
  • невозможностью сравнивать количество предметов;
  • отсутствием понимания и возможности создания цепочки арифметических действий.

Как следствие, ребенок плохо считает, не понимает смысла любых арифметических действий, не в силах запомнить даже самые элементарные математические определения.

Подобное нарушение довольно легко диагностировать. Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

По мнению специалистов, первый шаг к успешной терапии – своевременная постановка диагноза. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем больше шансов на полное излечение. Только так можно предупредить неуспеваемость, низкую самооценку и более серьезные проблемы в будущем.

Существует очень много различных методик коррекции дискалькулии. Некоторые из них обеспечивают выраженную нейронную пластичность. Так можно компенсировать нарушенные функции мозга, что дает возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с патологией трудностями при математических вычислениях.

Ряд упражнений оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя. Это помогает с помощью увлекательных игр и клинических упражнений стимулировать области мозга со структурными повреждениями, концентрацию или фокусированное внимание, распределенное внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Лучше подбирать те терапевтические программы, которые разработали ученые, неврологи и психологи. Такие варианты наиболее подходят для детей, поскольку учитывают уровень интеллекта и развития. Такие программы в основном представлены в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого ребенка. Играть можно на любом компьютере с доступом к Интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

У дискалькулии много общего с дислексией: оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успешное излечение. В целом дискалькулия – это патология, коррекция которой должна быть комплексной.

simptomer.ru


Смотрите также