Что такое дистимность


Дистимность

Понятие «дистимность» используется в профессиональной среде психологов и людей смежных профессий. В народе наиболее близкие к этому состоянию настроения называются подавленностью и депрессией. Однако в действительности дистимия в полной мере не является ни тем, ни другим.

В психиатрии диагноз «дистимия» утверждается, если индивид пребывает в подавленном и пессимистичном состоянии больше двух лет. При этом сохраняется работоспособность, умение вести себя в обществе и другие навыки, необходимые в социальном мире. Рассмотрим подробнее, что такое дистимность, когда она требует вмешательства специалиста и в каких случаях может считаться нормой.

Дистимность в психологии

Дистимность – это состояние, когда человек ощущает печаль и подавленность. Его настроение нарушено, он не чувствует радости от происходящего в жизни. Иные названия такого состояния – «малая депрессия» или «хроническая субдепрессия». Дистимность не далека от депрессии, но все же не является ею с точки зрения психологии.

Одна из характерных черт дистимии – депрессивное расстройство. Тем не менее, оно не настолько выраженное, как при тяжелой депрессии. При дистимии настроение может улучшаться (периоды «просвета» длятся до двух месяцев).

Дистимию легко спутать с затянувшейся хронической депрессией. Говорить о постановке диагноза можно, если подобное состояние периодически наблюдается в течение двух и более лет. Дистимическое настроение проявляется в виде пессимистичности и скептицизма.

Чаще всего дистимность встречается у женщин. Ей подвержено около 5 % населения. В России дистимия зафиксирована у 20 % людей совершеннолетнего возраста.

Состояние может перейти в позитивное настроение. Такое случается в 25 % случаев и называется в психологии маниакально-депрессивным психозом. Иногда происходит переход в рекуррентное депрессивное расстройство. Оно характеризуется периодической депрессивностью без моментов повышения настроения, когда появляется желание действовать.

В отличие от депрессии деятельность человека не парализуется. У него также проявляется умственная, физическая и психическая активность. Однако это состояние оказывает влияние на уровень жизни. Длительная дистимия продолжается более трех лет. В этом случае специалисты говорят о таком диагнозе, как «двойные депрессии».

Симптомы дистимии

Основной симптом состояния – подавленное настроение. Он не единственный. Все существующие симптомы дистимии можно разделить на психологические и физиологические.

Психологические:

  • бессонница/сонливость;
  • повышение/снижение аппетита;
  • упадок сил и настроения;
  • сниженная концентрация;
  • комплекс неполноценности;
  • ощущение безнадежности и отсутствие жизненного смысла;
  • сложность в принятии значимых решений;
  • пессимистичность;
  • раздражительность;
  • чувство тоскливости, хандра;
  • отсутствие необходимости общаться с другими людьми;
  • негативная оценка событий.

Физиологические:

  • одышка;
  • патологии стула;
  • патологии сна;
  • нервная дрожь;
  • повышенное потоотделение;
  • слезливость;
  • тахикардия;
  • общее недомогание организма.

Обычно симптоматика развивается в молодости. Тем не менее, заметить зачатки можно и в детстве, но многие не признают наличие проблемы, считая, что это типовые особенности личности.

Подобное происходит и при низкой дистимности. При этом человек блокирует или отрицает собственную безынициативность и комплексы. Он даже может быть многословным и намеренно проявлять эмоциональную подвижность.

Дистимический тип личности

Характерные черты таких людей:

  • серьезность;
  • пессимистичность;
  • пониженное настроение;
  • грусть;
  • немногословность;
  • замкнутость;
  • пассивность в конфликтных ситуациях;
  • соблюдение дистанции с сослуживцами;
  • нелюбовь к шумным компаниям.

Люди, склонные к дистимии, ценят немногочисленны друзей. Они прекрасные исполнители, так как склонны к подчинению.

Окружающим нравятся в дистимических личностях их серьезность, высокая степень нравственности, добросовестность и чувство справедливости. Однако их пассивность, замедленность мыслительного процесса, частая подавленность и неучастие в коллективных развлечениях приводят к тому, что люди не стремятся завязывать знакомство и дружбу с дистимическими личностями.

При необходимости бурной деятельности наблюдаются конфликты. Для дистимической личности смена привычного образа жизни – катастрофа. Они замечательные работники в делах, где не требуется общаться с другими людьми. Когда условия становятся некомфортными, у таких людей проявляется склонность к неврозу и депрессивности. Особенно, если подобное происходит с меланхоликом.

Акцентуация дистимности

Акцентуации – это крайние показатели нормы. При них определенные черты характера гипертрофируются и находят проявление в виде «слабостей» личности.

Акцентуация дистимности проявляется уже у детей. Ребенок отличается задумчивостью, он медлителен и капризен, многого боится. Особенно остро это проявляется в кризисные этапы, преимущественно у подростков. У них появляется несвойственные возрасту пессимизм, тоскливость, грусть без причины и ощущение бессмысленности жизни. Чаще всего к дистимической акцентуации склонны меланхолики.

Если человек понимает проблему, он может бороться с проявлениями самостоятельно. Как правило, у него это получается – он кажется окружающим людям активным и жизнерадостным. Для подобных усилий требуется существенное напряжение. Рано или поздно «маска» спадает и дистимичный человек показывает свое настоящее лицо.

При благоприятных условиях такие личности вполне успешны в профессиях, не требующих регулярного общения, энергичности и высокой степени ответственности. Часто это творческие сферы – писательство, музыка, лингвистика, архитектура и т.п.

Если условия складываются неблагоприятно, индивиды с дистимичной акцентуацией могут страдать субдепрессивной психопатией. Это приводит к попыткам суицида.

Дистимичный тип личности

Дистимичный тип личности

Дистимичные личности — это люди с постоянно пониженным фоном настроения, прямо противоположные гипертимным личностям, хотя встречаются они намного реже. При более резком проявлении можно отметить депрессивные акцентуации и субдепрессивную психопатию. В жизни они видят только мрачные стороны и не могут разглядеть настоящую жизнь с ее радостями из-за того, что перед их глазами как бы стоит фильтр, который пропускает все только мрачное и печальное.

Даже когда они веселятся, смеются, то думают, что это скоро кончится, что смеются они «не к добру», и даже в это время их не покидает мысль о кратковременности радости. О каком бы времени они ни говорили, их не покидает мрачный взгляд на жизнь.

Так, вспоминая свою прошлую жизнь, они испытывают угрызения совести и чувство вины по поводу совершенных или мнимых ошибок, в будущее они смотрят с пессимизмом, настоящее переживают с грустью и печалью. На окружающих они производят впечатление мрачных, упрямых, нелюдимых, излишне серьезных, неразговорчивых людей. Но в кругу очень близких людей они проявляют доброту и отзывчивость, сочувствие и теплоту, могут быть веселыми и разговорчивыми, хотя происходит это редко, только на семейных вечеринках и встречах.

Дистимичные личности — обычно серьезные во всем люди, с высокими моральными принципами, с высокоразвитым чувством справедливости. Эти качества в первую очередь и привлекают к ним окружающих.

Дистимичную личность можно узнать по внешнему виду: во всех ее движениях, мимике, позе видна какая-то заторможенность, медлительность; расслабленная осанка, скупые, вялые жесты, медленная походка, опущенные уголки рта и глаз (обычно так рисуют грустную мину), висящие, как плети, руки.

Акцентуации дистимичного типа проявляются уже в детстве: такие дети выделяются своей задумчивостью, медлительностью, боязливостью, плаксивостью и капризностью. Так же проявляют они себя и в кризисные периоды, в подростковом возрасте.

Например, у совершенно нормального подростка начинают проявляться дистимичные черты: усиливается внутреннее чувство вины, неполноценности, появляются мысли о бессмысленности существования, тоска, беспричинная грусть, пессимизм, не свойственный этому возрасту. Позже эти черты то усиливаются, то ослабляются, преследуя личность на протяжении всей Жизни, до старости.

Некоторые из этих людей понимают свое состояние и борются с ним напряжением воли. В это время они хотят казаться окружающим веселыми и жизнерадостными, и это им удается. Но такое состояние требует большого напряжения внутренних сил, когда же они иссякают, воля ослабевает, можно увидеть, как спадает «маска» и наружу выходит подлинное лицо дистимика.

Если посмотреть на дистимика с точки зрения Гиппократовой классификации, то можно отметить, что чаще всего дистимичная акцентуация дистимичного типа возникает у лиц меланхолического темперамента.

При правильном выборе профессии дистимичные личности добиваются больших успехов в тех областях профессиональной деятельности, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Среди них могут быть люди творческих профессий — писатели, художники, композиторы, а также программисты, переводчики, ученые, архитекторы и т. д.

При неблагоприятных условиях у людей дистимичной акцентуации может развиться субдепрессивная психопатия, иногда приводящая к самоубийствам или попыткам самоубийства.

Дистимия: симптомы и лечение. Тест на дистимию. Как справиться с дистимией самостоятельно.

Точная причина развития болезни до сих пор не выяснена, психологи отмечают несколько факторов, которые могут вызвать начало болезни:

  1. Наследственность – также, как и другие патологии нервной системы, эта болезнь чаще развивается у людей, родственники которых страдали от психических заболеваний или нарушений нервной системы. Это может быть связано с передающейся генетически «слабостью» нервной системы, уменьшением синтеза нейромедиатов или другими особенностями головного мозга.
  2. Особенности характера – у каждого человека есть черты характера, которые определяют его поведение, реакцию на происходящие в его жизни события и окружающих людей. Существуют определенные акцентуации характера, при которых вероятность возникновения дистимии или депрессии возрастает, так человек с дистимическим типом характера отличается повышенной серьезностью, тревожностью, ответственностью и, в то же время, мнительностью, склонностью к переживаниям, пессимизму и эгоизму. При благоприятных условиях такие люди ведут спокойный образ жизни, реализовывают себя в профессиях, не требующих общения с людьми и не предполагающих необходимости быстро принимать решения. Они становятся учеными, писателями, экономистами, переводчиками или программистами. Но, при возникновении каких-либо сложностей или проблем, особенно, тех, которые требуют постоянного и длительного напряжения, риск развития малых форм депрессии у них выше в несколько раз, чем у представителей других типов акцентуации характера.
  3. Биологические причины – часто нарушение настроения, апатия и слабость объясняются снижением в организме концентрации нейромедиаторов. Наше самочувствие и состояние во многом зависит от гормонов, для синтеза которых необходимы белки, жиры, витамины и минералы. Снижение концентрации нейромедиаторов может быть вызвано гормональным дисбалансом, возникающим из-за заболеваний щитовидной или поджелудочной железы, яичников или надпочечников, а также во время беременности и после родов. Иногда ухудшение самочувствия и настроения связано с недостатком питательных веществ в рационе, авитаминозом, анемией, гиподинамией иди хронической усталостью. Все эти факторы приводят к тому, что нервная система и организм человека уже не может справляться с постоянными нагрузками, из-за чего возникают соматические болезни или депрессивное состояние.
  4. Психологические причины – дистимия, в отличие от депрессии, чаще возникает на фоне «мнимого благополучия», со стороны кажется, что в жизни человека не происходит ничего плохого, а его жизнь вполне благополучна. В такой ситуации оказываются многие больные, которым не окружающие не только отказывают в праве на поддержку и помощь, но и еще и критикуют, тем самым усугубляя нервное расстройство чувством вины. На самом деле, все больные с любой, даже самой легкой формой, депрессии, испытывают внутреннее напряжение, находятся в состоянии постоянного стресса и дискомфорта. Дистимия из-за психологических причин чаще развивается у женщин младше 30-35 лет и у мужчин старшего возраста.

Симптомы болезни

Дистимия – это хроническое, вялотекущее заболевание, симптомы которого возникают и развиваются постепенно, в течение 1-2-х лет, поэтому изменения в характере и поведении человека могут оставаться незамеченными, как им самим, так и окружающими.

Большинство из больных не понимает, что такое дистимия и не могут диагностировать у себя это состояние. Несмотря на характерные признаки болезни – подавленность, постоянно плохое настроение, апатию, раздражительность, поведение больного не кажется странным или болезненным, он продолжает вести обычный образ жизни, выполняет свои профессиональные и бытовые обязанности, общается с родными и друзьями.

Заподозрить наличие заболевания можно по следующим признакам:

  1. Подавленность, постоянно плохое настроение. Большую часть дня больной не испытывает радости от окружающего. Его продолжают радовать какие-то ярко окрашенные эмоционально события, но вот повседневное вызывает только отвращение и усталость.
  2. Отгороженность от окружающего мира. Возникает ощущение отрешенности, отчужденности от окружающего мира и находящихся в нем людей.
  3. Часто возникающая и беспричинная тоска, грусть. Эти симптомы характерны для всех дистимиков, положительные эмоции почти полностью заменяются отрицательными.
  4. Раздражительность, плаксивость, агрессия. Возникают негативные и необоснованные реакции на окружающие раздражители.
  5. Недовольство собой и окружающими. При дистимическом типе акцентуации характера больной ощущает собственную никчемность, бесполезность, мучается чувством вины перед окружающими, а при длительно текущем заболевании может возникнуть комплекс неполноценности или другие психологические проблемы.
  6. Тревожность, страх перед будущим. Чувство тревоги мучает больных постоянно. Это может быть страх перед будущим, боязнь общения, необходимости совершать какие-либо действия или страх смерти, болезни, разорения и так далее.
  7. Слабость, снижение работоспособности, проблемы с концентрацией внимания. Как и при других нарушениях работы нервной системы, при этом заболевании у больной чувствует постоянно слабость, сонливость. Он с трудом выполняет ежедневную работу, особенно если она требует высокой сосредоточенности.
  8. Нарушение сна и аппетита. Практически у всех пациентов возникают проблемы с аппетитом и сном. Характерна хроническая бессонница, похудение или быстрый набор веса.

Выделяют 2 типа болезни:

  1. Соматизированный тип. При этом типе расстройства у больных, кроме вышеописанных симптомов, возникают вегетативные нарушения – повышенная потливость, дрожь в конечностях, перепады артериального давления, сердцебиение. Постепенно эти симптомы сменяются апатией, вялость, общим недомоганием или повышенной тревожностью по поводу своего здоровья.
  2. Характерологический тип. Для этого типа расстройства характерно изменение личности больного, он становится более раздражительным, подозрительным, пессимистически настроенным и недоверчивым.

Лечение

Понимание, что такое дистимия, необходимо для того чтобы знать, как можно избавиться от этого состояния. Прежде всего, нужно постараться определить, что стало причиной заболевания, для этого необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу, который подскажет и способы решения проблем.

Коррекция с использованием медпрепаратов

В случае тяжелых патологий, сопровождающихся слабостью, двигательной заторможенностью, нарушением мышления или суицидальными мыслями, назначают медикаментозное лечение:

  1. Антидепрессанты – эти препараты увеличивают концентрацию «гормонов удовольствия» в головном мозге, за счет чего симптомы депрессии уменьшаются или полностью исчезают. Современные антидепрессанты оказывают минимум побочных эффектов, достаточно хорошо переносятся организмом и не вызывают привыкания, но для избавления от депрессии необходим длительный прием медикаментов – не менее 2-6 месяцев, эффект от применения антидепрессантов возникает только спустя 2-3 недели от начала лечения, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от приема препаратов, если они «не помогают сразу». Для лечения чаще всего применяют Золофт, Парнат, Флуоксетин, Симбалта и другие препараты 2-3 поколения.
  2. Транквилизаторы – препараты этой группы уменьшают возбудимость нервной системы и помогают справиться с тревожностью, страхами, проблемами со сном и раздражительность. Принимать такие препараты нужно с особой осторожностью, так как они вызывают привыкание и влияют на быстроту реакции. Наиболее популярными транквилизаторами считаются Седуксен, Элениум, Лорафен, Атаракс.

Читайте подробнее о том, как должно проводиться лечение депрессии.

Что такое дистимия?

Дистимические личности

Заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и предчувствие неприятностей, ориентированность на неудачи, сниженность настроения, тоска.

Дистимические личности

Краткая характеристика.

Выбор профессии для дистимической личности

Дистимический темперамент (при более резком проявлении субдепрессивный) представляет собой противоположность гипертимическому. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. Стимулирование жизнедеятельности при дистимическом темпераменте ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.

Серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом. Серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции. Показательно уже то, что в обоих случаях мы пользуемся определением “серьезный”. Это указывает на внутреннюю близость между данными проявлениями. Именно в них мы и усматриваем положительную сторону дистимического темперамента. Пассивность в действиях и замедленное мышление в тех случаях, когда они выходят за пределы нормы, относятся к отрицательным свойствам этого темперамента.

Субдепрессивный темперамент легко поставить в связь с депрессивным психическим заболеванием, но, как и при гипертимии, эта связь отнюдь не обязательна. Этот темперамент очень часто соответствует психической норме.

Особенности темперамента удается, как правило, установить уже в детстве. Гипертимический темперамент у детей определить легко, пожалуй, легче, чем у взрослых, так как к естественной детской живости присоединяется живость темперамента. Дистимический темперамент у детей также нетрудно распознать. Такие дети выделяются среди других робостью, нерешительностью.

Гипертимические личности

Желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачу, активность, поверхностность, находчивость.

Аффективно экзальтированный темперамент

Состояние восторга по незначительным поводам, при разочаровании — впадение в отчаяние. Возведение эмоций в культ.

Эмотивные личности

Мягкосердечие, боязливость, сострадание, полярная изменчивость настроения. Влечения и интересы неустойчивы. Стремление к эмоциональным контактам, развитая интуиция.

Дистимические личности

Заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и предчувствие неприятностей, ориентированность на неудачи, сниженность настроения, тоска.

Аффективно лабильные, циклотимические личности

Взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны. Периоды ровного настроения сменяются периодами подъема или спада — от веселья до грусти.

Тревожные (боязливые) личности

Боязливость, робость, покорность, ощущение неблагополучия и повышенное внимание к негативным сигналам. Колебания при принятии решений.

Застревающие личности

Подозрительность, недоверчивость, обидчивость. Настойчивость, упрямство, тщеславие, стремление к лидерству. Переход от подъема к отчаянию, длительность одних и тех же эмоций.

Педантические личности

Максимальная приверженность к определенному порядку. Совестливость, ипохондрия, нерешительность, боязнь несоответствия Я идеалам. Большое значение внешней стороне дела и мелочам.

Возбудимые личности

Вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты, агрессивность, упрямство, напряженность, раздражительность, властность.

Демонстративные личности

Эгоцентричность, самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон. Жажда признания, стремление быть в центре внимания.

Дистимность в психологии

Дистимичные личности — это люди с постоянно пониженным фоном настроения, прямо противоположные гипертимным личностям, хотя встречаются они намного реже. При более резком проявлении можно отметить депрессивные акцентуации и субдепрессивную психопатию. В жизни они видят только мрачные стороны и не могут разглядеть настоящую жизнь с ее радостями из-за того, что перед их глазами как бы стоит фильтр, который пропускает все только мрачное и печальное.

Читайте также:  Самооценка человека - понятие, виды, формирование

Даже когда они веселятся, смеются, то думают, что это скоро кончится, что смеются они «не к добру», и даже в это время их не покидает мысль о кратковременности радости. О каком бы времени они ни говорили, их не покидает мрачный взгляд на жизнь.

Так, вспоминая свою прошлую жизнь, они испытывают угрызения совести и чувство вины по поводу совершенных или мнимых ошибок, в будущее они смотрят с пессимизмом, настоящее переживают с грустью и печалью. На окружающих они производят впечатление мрачных, упрямых, нелюдимых, излишне серьезных, неразговорчивых людей. Но в кругу очень близких людей они проявляют доброту и отзывчивость, сочувствие и теплоту, могут быть веселыми и разговорчивыми, хотя происходит это редко, только на семейных вечеринках и встречах.

Дистимичные личности — обычно серьезные во всем люди, с высокими моральными принципами, с высокоразвитым чувством справедливости. Эти качества в первую очередь и привлекают к ним окружающих.

Дистимичную личность можно узнать по внешнему виду: во всех ее движениях, мимике, позе видна какая-то заторможенность, медлительность; расслабленная осанка, скупые, вялые жесты, медленная походка, опущенные уголки рта и глаз (обычно так рисуют грустную мину), висящие, как плети, руки.

Акцентуации дистимичного типа проявляются уже в детстве: такие дети выделяются своей задумчивостью, медлительностью, боязливостью, плаксивостью и капризностью. Так же проявляют они себя и в кризисные периоды, в подростковом возрасте.

Например, у совершенно нормального подростка начинают проявляться дистимичные черты: усиливается внутреннее чувство вины, неполноценности, появляются мысли о бессмысленности существования, тоска, беспричинная грусть, пессимизм, не свойственный этому возрасту. Позже эти черты то усиливаются, то ослабляются, преследуя личность на протяжении всей Жизни, до старости.

Некоторые из этих людей понимают свое состояние и борются с ним напряжением воли. В это время они хотят казаться окружающим веселыми и жизнерадостными, и это им удается. Но такое состояние требует большого напряжения внутренних сил, когда же они иссякают, воля ослабевает, можно увидеть, как спадает «маска» и наружу выходит подлинное лицо дистимика.

Если посмотреть на дистимика с точки зрения Гиппократовой классификации, то можно отметить, что чаще всего дистимичная акцентуация дистимичного типа возникает у лиц меланхолического темперамента.

При правильном выборе профессии дистимичные личности добиваются больших успехов в тех областях профессиональной деятельности, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Среди них могут быть люди творческих профессий — писатели, художники, композиторы, а также программисты, переводчики, ученые, архитекторы и т. д.

При неблагоприятных условиях у людей дистимичной акцентуации может развиться субдепрессивная психопатия, иногда приводящая к самоубийствам или попыткам самоубийства.

Дистимность

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое “Дистимность” в других словарях:

Опросник черт характера взрослого человека — (ОЧХ В). В. М. Русалов, О. Н. Манолова. Опросник принципиально переработанный тест Г. Шмишека и предназначен для психологических, педагогических и медицинских исследований людей обоего пола в возрасте от 18 до 60 лет. Позволяет измерять черты… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Реферат: Принцип системности в психологии

Тип: реферат Добавлен 02:37:43 20 апреля 2011 Похожие работы

Просмотров: 3997 Комментариев: 4 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

«Принцип системности в психологии»

1. Понятие о принципе системности в науке

2. Реализация принципа системности в психологии

Система – неотъемлемая часть современной научной теории. Без принципа системности сегодня, кажется, невозможна ни одна наука. Если говорить о системном походе в целом, то под ним обычно подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения целостных образований действительности.

Представление о системной природе именно психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональный организм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире. Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и потому неразделимы.

Здесь и начинается серия вопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. Как представить психическое явление в качестве системы? В какой форме выступают здесь компоненты, структура, системообразующие факторы, уровни организации? Какими свойствами обладают подобные системы и как они связаны между собой? Очевидно, что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо остаются риторическими, либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющее к пониманию изучаемой реальности. Поэтому системный принцип в психологической наук нуждается в самом пристальном изучении, чем и объясняется актуальность нашей работы.

Следовательно, целью нашей работы является изучение процесса зарождения и развития принципа системности в психологической науке.

Объектом исследования в нашей работе выступает психологическая наука.

Предмет: системный принцип в психологии.

Цель, объект и предмет определяют следующие задачи:

– рассмотрение понятия системности в научном знании в целом;

– изучение зарождения и развития системного принципа в психологии;

– определение значения данного принципа для психологической науки.

Практическое значение нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении курса общей психологии и психологии человека, а также для более углубленного изучения в рамках спецкурсов и спецсеминаров методологических проблем научного знания.

1. Понятие о принципе системности в науке

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1] .

За видимой простотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетания «Солнечная система» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности[2] .

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому для выяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Таких типов несколько: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм[3] .

Холизм (от греч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности.

Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

Элементаризм утверждает, что система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, усматривая ее основания и действующие причины в ней самой, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. Ее связи с другими такими же величинами мыслятся по типу соединения, входя в которое, они существенных преобразований не испытывают.

Другим антиподом системности является эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.

Еще одной установкой, противостоящей принципу системности в психологии, является редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению «стимул – реакция» или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, «пограничных» по отношению к биологическим и социальным.

В связи со всем сказанным выше, необходимо отметить, что история собственно психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной точке зрения на природу психики и поведения.

2. Реализация принципа системности в психологии

психологическая наука системность

Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель[4] . Он прошел школу Платона, где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся на части, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в печени). В то же время Платон отстаивал положение о том, что в мире царит целесообразность. Вещи природы стремятся подражать нетленным идеям. К этим идеям в тоске тянутся несовершенные человеческие представления.

В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не является фиктивной. Сознание человека изначально ориентировано на цели. Это свойство Платон придал всей действительности, где, по его убеждению, властвуют не причины, как прежде полагали философы, а цели. Обращение к категории цели подготовило разработку Аристотелем принципа системности.

Читайте также:  Люди боятся любить: откуда берется страх любви?

Аристотель разработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеет физический состав (содержит те же элементы, из которых состоит неорганическая природа), но в ней действие этих элементов совершается в определенных границах и по особым внутренним принципам, установленным его организацией как целым, от которого зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое существование не из-за исчезновения одного из элементов, но по причине распада его системной организации. Это организованное целое и есть, согласно Аристотелю, душа как «форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью»

Следует подчеркнуть, что основанием утвержденного Аристотелем принципа системности применительно к психике служило переосмысление широкой «сетки» всеобщих категорий познания (часть целое, средство – цель, возможность – действительность, структура – функция, содержание – форма, внутреннее – внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависит реализация принципа системности в конкретных науках, в том числе в психологии.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство[5] .

Однако далее весь строй представлений об организме, его эволюции, саморегуляции и взаимоотношениях с внешней средой коренным образом меняется. Складывается новый системный стиль мышления, в утверждении которого выдающуюся роль сыграли четыре естествоиспытателя Ч.Дарвин, К.Бернар, Г.Гельмгольц и И.М.Сеченов.

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности.

У Дарвина принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде. Пафос физико-химического направления состоял в том, чтобы отождествить процессы в неорганической и органической природе, подвести их под один закон и сделать организм объектом точного знания. По-новому интерпретируя отношение «организм – среда», дарвиновская концепция акцентировала активность организма, побуждая снять знак равенства между двумя членами отношения.

У истоков новой модели организма стоял Бернар, согласно которому организм имеет две среды: внешнюю, физическую среду, и внутреннюю, в которой существуют все живые элементы органического тела. Генеральная идея состояла в том, что именно благодаря постоянству внутренней среды организм приобретает независимость от внешних превратностей. На сохранение констант этой среды (кислород, сахар, соли и т.д.) работает множество читальных механизмов.

И вновь, как и в прежние эпохи (во времена Аристотеля и Декарта), идея системности утверждалась в противовес несистемным представлениям о природе как великом круговороте бесчисленного множества физических частиц. Изъять живое тело из этого круговорота значило бы вырвать его из единой цепи бытия.

Утвердив системное отношение «организм – среда», Дарвин и Бернар создали новую проблемную ситуацию в психофизиологии органов чувств. Ведь именно посредством этих органов реализуется указанное отношение на уровне поведения организма.

Шли поиски прямой зависимости ощущений от нервных волокон. На этом пути были достигнуты некоторые успехи. Появилась, в частности, теория цветного зрения Гельмгольца. Однако тот же Гельмгольц, перейдя в своей «Физиологической оптике» от отдельных ощущений к объяснению того, как возникают целостные образы внешних объектов, решительно изменил свой подход к этим психическим феноменам. Он выдвинул получившую экспериментальное подтверждение гипотезу о том, что целостный психический образ строится целостным сенсомоторным механизмом, благодаря операциям, сходным, как уже отмечалось, с логическими («бессознательным умозаключениям»).

Это был выдающийся шаг на пути утверждения принципа системности в психологии.

Следующий шаг принадлежал Сеченову. Он перевел понятие о бессознательных умозаключениях на язык рефлекторной теории. За этим стояло радикальное преобразование понятия о рефлексе. Взамен отдельных рефлекторных дуг вводилась теория нейрорегуляции поведения целостного организма.

Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись «гибридными». «Гениальный взмах сеченовской мысли» – так назвал И.П.Павлов схему, сопряженную с открытием центрального торможения, добавив к этому, что открытие «произвело сильное впечатление в среде европейских физиологов и было первым вкладом русского ума в важную отрасль естествознания, только что перед этим двинутую вперед успехами немцев и французов»[6] .

Свой вклад в становление системообразующего принципа в психологии внесли и фрейдисты, и гештальтпсихологии, и другие ученые. Важно, что все эти учения постепенно приближали психологическую науку к современному этапу ее развития.

В качестве стратегических ориентиров развития системного подхода в психологии на сегодняшний день выступают две задачи: 1) построение на основе принципа системности предмета психологической науки и 2) разработка системного метода познания психических явлений, или «овеществление» подхода в методе[7] . Полнота и эффективность решения этих задач определяют уровень развития системных исследований в целом. Строго говоря, изучение интегральных образований психики (либо их производных), выявление состава, структуры, способов функционирования, иерархической организации и т.п. является скорее правилом, чем исключением. К такого рода объектам относятся: поведенческий акт (П.К. Анохин), гештальт (К. Коффка), психологическая система (Л.С. Выготский), интеллект (Ж. Пиаже), познавательная сфера (Д. Норман), перцептивный цикл (У. Найссер) и др. Особенность текущего этапа состоит в том, что наряду с организацией (структурой, уровнями) и функционированием целостных образований на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии и т.п.

Развитие выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и преобразуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие характеризуется движением оснований, сменностью детерминант, возникновением новых свойств или качеств, преобразованием структуры целостности и т.п. Любой результат развития включается в совокупную детерминацию психического, выступая в роли внутреннего фактора, предпосылки либо опосредствующего звена по отношению к результату последующей стадии. Складывается ситуация, обеспечивающая возможность перехода психического образования на новую ступень развития.

Сложившийся арсенал системных технологий психологической науки и практики пока еще очень скромен, а его развитие представляет непростую исследовательскую задачу. Главная трудность состоит в том, чтобы изучать то или иное явление, не теряя, не обрубая, а учитывая его системные (интегральные) качества, связи с другими явлениями жизни и деятельности субъекта, целостный характер их развертывания во времени, разноуровневость организации[8] .

Психологические исследования, ведущиеся в русле системного подхода, мало похожи на монолитное течение. Это очень размытый и неоднородный пласт работ, объединенных обращением к понятию «система», которое по-разному определяется и реализуется разными авторами. В общем массиве исследований воплощаются две предельные ветви системного подхода: конкретно-синкретическая и абстрактно – аналитическая.

Конкретно-синкретическая ветвь предполагает изучение конкретных вещей и событий (например, человека, психического заболевания, профессиональной подготовки специалистов и т.п.), а не законов их взаимодействия. Здесь произвольно устанавливаются элементы или компоненты системы, в едином формальном плане рассматриваются множества связей и отношений, каждые из которых подчиняются качественно различным законам. Данная ветвь отражает этап многоаспектного знания в развитии психологической науки.

Абстрактно-аналитическая ветвь системного подхода предполагает изучение абстрактно выделяемых свойств вещей или событий (например, черт характера или способностей), подчиненных в содержательном плане качественно однородным законам. В основу выделения систем (ее компонентов, уровней) кладется определенная форма взаимодействия и соответствующий структурный уровень организации событий.

Обе ветви выполняют в познании полезные функции и тесно взаимосвязаны.

Принцип системности – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Идеи системного принципа по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа. Представители психоанализа связывали системный принцип с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «кoмплeкс». В связи с идеей развития системный принцип реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже (Женевская школа генетической психологии). В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Принцип системности (или системный подход) в составе методологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются разнокачественные и разноуровневые связи, как синтез структурно-функциональных и фило-онтогенетических представлений.

1. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета, 2005, №10.

2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

3. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990.

4. Тихонов А.П. Личность и межличностные отношения: психологические исследования соционического подхода. // Соционика, ментология и психология личности. 2000, №6.

5. Принцип системности в психологических исследованиях. / Под. ред. Д.Н. Завалишиной. – М.: Наука, 1990.

14. Принцип системности в психологии.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представителигештальт-психологии(см.Гештальт). Представителипсихоанализасвязывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллектаЖ.Пиаже(см.Женевская школа генетической психологии). Внеофрейдизме, а также в символическоминтеракционизмесистема социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению кпсихикеиндивида. Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин,Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессыобщения.

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Системный подход как методологический регулятив не был “изобретен” философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий “по вертикали” от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи “восхождения от абстрактного к конкретному”, характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.(Петровский)

15. Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Принцип системности в психологии

«Принцип системности в психологии»

1. Понятие о принципе системности в науке

2. Реализация принципа системности в психологии

Система – неотъемлемая часть современной научной теории. Без принципа системности сегодня, кажется, невозможна ни одна наука. Если говорить о системном походе в целом, то под ним обычно подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения целостных образований действительности.

Представление о системной природе именно психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональный организм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире. Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и потому неразделимы.

Здесь и начинается серия вопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. Как представить психическое явление в качестве системы? В какой форме выступают здесь компоненты, структура, системообразующие факторы, уровни организации? Какими свойствами обладают подобные системы и как они связаны между собой? Очевидно, что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо остаются риторическими, либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющее к пониманию изучаемой реальности. Поэтому системный принцип в психологической наук нуждается в самом пристальном изучении, чем и объясняется актуальность нашей работы.

Следовательно, целью нашей работы является изучение процесса зарождения и развития принципа системности в психологической науке.

Объектом исследования в нашей работе выступает психологическая наука.

Предмет: системный принцип в психологии.

Цель, объект и предмет определяют следующие задачи:

– рассмотрение понятия системности в научном знании в целом;

– изучение зарождения и развития системного принципа в психологии;

– определение значения данного принципа для психологической науки.

Практическое значение нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении курса общей психологии и психологии человека, а также для более углубленного изучения в рамках спецкурсов и спецсеминаров методологических проблем научного знания.

1. Понятие о принципе системности в науке

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1] .

За видимой простотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетания «Солнечная система» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности[2] .

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому для выяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Таких типов несколько: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм[3] .

Холизм (от греч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности.

Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

Элементаризм утверждает, что система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, усматривая ее основания и действующие причины в ней самой, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. Ее связи с другими такими же величинами мыслятся по типу соединения, входя в которое, они существенных преобразований не испытывают.

Другим антиподом системности является эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.

Еще одной установкой, противостоящей принципу системности в психологии, является редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению «стимул – реакция» или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, «пограничных» по отношению к биологическим и социальным.

В связи со всем сказанным выше, необходимо отметить, что история собственно психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной точке зрения на природу психики и поведения.

2. Реализация принципа системности в психологии

психологическая наука системность

Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель[4] . Он прошел школу Платона, где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся на части, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в печени). В то же время Платон отстаивал положение о том, что в мире царит целесообразность. Вещи природы стремятся подражать нетленным идеям. К этим идеям в тоске тянутся несовершенные человеческие представления.

В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не является фиктивной. Сознание человека изначально ориентировано на цели. Это свойство Платон придал всей действительности, где, по его убеждению, властвуют не причины, как прежде полагали философы, а цели. Обращение к категории цели подготовило разработку Аристотелем принципа системности.

Аристотель разработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеет физический состав (содержит те же элементы, из которых состоит неорганическая природа), но в ней действие этих элементов совершается в определенных границах и по особым внутренним принципам, установленным его организацией как целым, от которого зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое существование не из-за исчезновения одного из элементов, но по причине распада его системной организации. Это организованное целое и есть, согласно Аристотелю, душа как «форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью»

Следует подчеркнуть, что основанием утвержденного Аристотелем принципа системности применительно к психике служило переосмысление широкой «сетки» всеобщих категорий познания (часть целое, средство – цель, возможность – действительность, структура – функция, содержание – форма, внутреннее – внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависит реализация принципа системности в конкретных науках, в том числе в психологии.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство[5] .

  • http://depressio.ru/nastroenie/40-distimiya.html
  • http://nards-info.ru/distimija-lechenie-po-mezhdunarodnym-standartam/
  • http://atlasplay.ru/distimnost-v-psihologii/

Дистимный, или гипотимный тип

Представители дистимного, или гипотимного типа личности по Леонгарду кажутся излишне серьезными, у них часто бывает подавленное настроение. Практически все видится им если и не в черном, то в темно-сером цвете. Соответственно, безрадостные чувства и ожидание проблем со всех сторон ограничивают активность тех, у кого доминирует данная акцентуация характера.

Гипотимный тип: радость уступает серьезности

Представители этого типа предпочитают вести достаточно замкнутый образ жизни, сторонятся больших компаний, друзей у них немного, но имеющиеся проверены. Дистимы могут раскрыться только в этом узком кругу людей, которым доверяют. Люди гипотимного типа испытывают ярко выраженную потребность в сочувствии и понимании, дружбе и любви. Им необходимы поддержка со стороны близких и положительная оценка их поступков.

Такие люди более других склонны к депрессиям. Даже какое-то радостное событие не может человеку-гипотимику надолго поднять настроение. Радость омрачается мыслями о том, что она скоро все равно пройдет, а будущее непременно видится мрачным. Такие люди часто чувствуют себя виноватыми в чем-то, не имея на то оснований.

С другой стороны, они серьезны, надежды, добросовестны, охотно отзываются на просьбы о помощи. На дистима, что называется, можно положиться. Представители этого типа почитают индивидуальную работу, которую делают хоть и медленно, зато качественно и последовательно. Совместной работы в группах они сторонятся.

Дистимия

Дистимия – легкое психическое расстройство, характеризующееся эпизодами мрачного, сниженного настроения. Это так называемая субдепрессия, которая по степени выраженности симптомов не достигает уровня большого депрессивного расстройства. Людям с дистимией присущ пессимизм, склонность к мрачным мыслям, скептическое отношение к положительным эмоциям, которые проявляют окружающие.

Дистимия обычно развивается у людей с конституционально-депрессивным типом личности. Как правило, расстройство начинается еще в молодом возрасте. Причинами развития дистимии в более позднем возрасте могут стать явные стрессовые ситуации.

В лечении данного расстройства психической сферы используют антидепрессанты, интерперсональную, когнитивно-бихевиоральную и семейную психотерапию.

Причины дистимии

Признаки субдепрессии возникают из-за изменений в психике человека. Данное состояние, как правило, развивается у тех, кто страдает от сезонных депрессивных расстройств. Таким людям свойственна подавленность и частая смена настроений. Их организм не производит достаточного количества серотонина (гормона «счастья»), который помогает человеку в преодолении стрессовых ситуаций. При его дефиците человеку трудно справляться с жизненными трудностями. В результате возникает такое состояние, как дистимия.

Исследователи также отмечают роль наследственного фактора в развитии субдепрессии. От проявлений симптомов дистимии страдают те люди, у родственников которых наблюдалось данное психическое расстройство. Если у человека есть предрасположенность к данному расстройству, то при возникновении провоцирующих факторов, вполне может развиться дистимия.

При выявлении причин, приводящих к развитию этого психического расстройства, большое внимание уделяется тому, каким образом проходили детские годы пациента. Ведь субдепрессия могла возникнуть из-за подавления ребенка родителями, перенесенного в детстве насилия, недостаточности внимания родителей. Результатом всего этого становится склонность к пессимизму, снижение самооценки, исчезновение позитивных эмоций, постоянные переживания.

Чаще всего симптомы дистимии развиваются у женщин.

Проявляются они состоянием подавленности, резкой смены настроения, пессимизмом и апатией к происходящим вокруг событиям и близким людям. Такие люди несколько отрешены от внешнего мира, они всегда пребывают в состоянии трудно объяснимой тоски, моральной опустошенности. У них нарушен сон - он может быть беспокойным, со слишком ранними пробуждениями, либо это может быть бессонница. Такой человек постоянно находится в угнетенном состоянии духа, он чувствует страх, собственную ненужность, безнадежность, ему кажется, что он, как личность не состоялся. Со временем у больного дистимией развиваются комплексы неполноценности, вины без особых на то причин. Дистимичная личность медлительна, как в физическом, так и в психическом отношении.

Человек в состоянии хронической субдепрессии постоянно чувствует утомленность, отсутствие энергии для совершения самых простых действий. В подобном состоянии сложно сконцентрироваться на одном определенном деле или обдумывании важной проблемы, больному трудно самостоятельно принимать любое решение. При дистимии возможно отсутствие аппетита, либо, наоборот, его усиление. Результатом этого выступают проблемы с пищеварением, могут болеть суставы, мышцы, часто наблюдаются головные боли. При длительном течении психического расстройства может возникать нарушение стула, слезотечение, одышка. В состоянии хронической субдепрессии пациента могут посещать мысли о болезнях, смерти.

К симптомам дистимии также относят: социальную отгороженность, уменьшение разговорчивости, вторичную депривацию.

Для того чтобы поставить диагноз дистимии, необходимо, чтобы подавленное настроение присутствовало у человека в течение большей части дня на протяжении более полугода и не меньше двух лет.

Что касается детского возраста, то критерием наличия дистимии является длительность проявления ее симптомов не менее одного года.

При этом во время периодов сниженного настроения должно наблюдаться не менее двух из приведенных ниже симптомов:

  • Инсомния пли гиперсомния;
  • Чувство безнадежности;
  • Переедание или плохой аппетит;
  • Утомляемость или упадок сил;
  • Нарушение концентрации внимания, трудности с принятием решений;
  • Низкий уровень самоопенки.

О дистимии говорят, если:

  • За два года (один год – у детей) расстройства названные симптомы отсутствовали не больше двух месяцев подряд;
  • За первые два года (один год – у детей) не наблюдалось большого депрессивного эпизода;
  • Никогда ранее у пациента не было маниакальных, гипоманиакальных или смешанных эпизодов;
  • Расстройство не связано с шизофренией или бредовым расстройством;
  • Симптомы не обусловлены действием экзогенных веществ или общим заболеванием;
  • Симптомы ведут к развитию клинически значимого дискомфорта или нарушению жизнедеятельности человека в различных сферах жизни (социальной, профессиональной).

Лечение дистимии

Перед началом лечения дистимии необходимо точно поставить диагноз. При этом врач должен убедиться, что симптомы расстройства не являются следствием приема лекарств или определенного заболевания, например, наркомании, алкоголизма, гипофункции щитовидной железы.

Лечение данного психического расстройства представляет собой довольно сложный и длительный процесс, но при грамотном подходе оно поддается терапии. Лечение дистимии предполагает применение методов медикаментозной терапии и психотерапии.

Целью психотерапии является обучение пациента приемам эффективного преодоления ежедневных негативных чувств и плохих эмоций, повышение самооценки, развитие уверенности в себе, выработка навыков межличностного общения. Обычно пациенту с дистимией назначают сеансы индивидуальной психотерапии, но возможно и посещение групповых тренингов для лиц с подобным расстройством.

Основа медикаментозной терапии - прием антидепрессантов на протяжении не менее 6 месяцев. Обычно при дистимии назначают трициклические антидепрессанты: амитриптилин, имипрамин, кломипрамин. В последнее время также получило широкое распространение применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Кроме того, в лечении дистимии используются энотерапия, амитал-кофеиновое растормаживание, терапия ноотропами, сеансы закиси азота, внутривенное введение новокаина.

Лицам с субдепрессией также рекомендуется вести здоровый образ жизни, полноценно и регулярно питаться, заниматься физкультурой, исключить алкоголь и курение.

Дистимия – довольно устойчивое расстройство психического здоровья, которое делает жизнь человека тяжелой и безрадостной, что не может не приводить к нарушениям в работе внутренних органов и систем организма. Поэтому так важно еще в детском возрасте не допустить развития дистимии, повышая уровень самооценки и самоуважения ребенка, развивая у него навыки преодоления стрессовых ситуаций.

Дистимические личности

Дистимический темперамент (при более резком проявлении субдепрессивный ) представляет собой противоположность гипертимическому. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. Стимулирование жизнедеятельности при дистимическом темпераменте ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.

Серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом. Серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции. Показательно уже то, что в обоих случаях мы пользуемся определением «серьезный». Это указывает на внутреннюю близость между данными проявлениями. Именно в них мы и усматриваем положительную сторону дистимического темперамента. Пассивность в действиях и замедлительное мышление в тех случаях, когда они выходят за пределы нормы, относятся к отрицательным свойствам этого темперамента.

Субдепрессивный темперамент легко поставить в связь с депрессивным психическим заболеванием, но, как и при гипертимии, эта связь отнюдь не обязательна. Этот темперамент очень часто соответствует психической норме.

Особенности темперамента удается, как правило, установить уже в детстве. Гипертимический темперамент у детей определить легко, пожалуй, легче, чем у взрослых, так как к естественной детской живости присоединяется живость темперамента. В своем труде «Детские неврозы и детская личность» я описал таких «сверхбойких», «сверхрезвых» детей. Дистимический темперамент у детей также нетрудно распознать. Такие дети выделяются среди других робостью, нерешительностью. Об этом свидетельствует случай, описанный Целлером в нашей книге.

Следующая глава


Смотрите также